Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Categories:

Матуа подскока, или пустите козла в огород...

Минобороны и Русское географическое общество проводят масштабную экспедицию на Курилах. В частности - на остров Матуа. С ним связана любопытная история конца войны.

В ходе американских бомбардировок Матуа доставалось больше, чем другим курильским островам: зафиксировано 35 налетов авиации США на маленький остров. Последний, силами 12 бомбардировщиков, - в июле 1945 года. Основная цель - аэродром. На ВПП до сих пор видны следы попаданий. Они знали, что аэродром действующий, поэтому в конце войны Трумэн в письме Сталину попросил уступить один из средних островов Курильской гряды для оборудования своей военно-морской и авиабазы. Сталин в ответ попросил для размещения советских самолетов один из Алеутских островов. Вопрос отпал сам собой.
Остров Матуа нужен был американцам из-за ограниченных возможностей самолетов того времени - как промежуточная база, "аэродром подскока", для полетов на оккупированную ими Японию. Это был самый короткий путь, связывавший американский континент с Азией. Сейчас аэродром, к сожалению, не столь хорошего качества, как ожидалось.

Матуа 3

Справка:
Площадь - 52 км², длина с северо-запада на юго-восток - около 11 км, ширина 6,4 км. На острове расположен нежилой населённый пункт Сарычево. У восточного берега, на расстоянии 1,3 км, - остров Топорковый (площадь около 1 км², максимальная высота 70 м).
На Матуа находится действующий вулкан Сарычева высотой 1446 м, небольшой ручей Хесупо с пригодной для питья водой. Якорная стоянка в бухте Двойная.
До прихода японцев в конце XIX в. на остове находилась деревня айнов (до 200 человек жителей, которые были переселены на южные острова гряды). Перед Второй Мировой войной японцы превратили остров в сильную крепость. Гарнизон острова превышал 3000 человек. Остатки военного аэродрома с взлётными полосами длиной до 1 км, которые обогревались водами термального источника.


Матуа 2

Японцы на всех оккупированных островах в первую очередь строили аэродромы, их были сотни по всему Тихому океану. Матуа очень выгодно отличается географически - он находится в центре Курильской гряды и мог принимать эстафету от патрульных самолетов, базировавшихся на Итурупе и передавать её на Шумшу. Тем самым японцы полностью контролировали все Курильские острова. Строительство аэродрома на Матуа началось в конце 30-х. К августу 1943 г. были готовы обе ВПП, рулежные дорожки, ремонтные ангары и комплекс зданий, необходимых для обслуживания с множеством аппаратуры.
Аэродром здесь необычен - две полосы, сходящиеся под углом с учётом господствующих ветров. Он мог использоваться при любом направлении ветра. Однако он не был всепогодным. Из-за обилия снега он вряд ли функционировал зимой. Да и летом в густые туманы - тоже. По японским данным можно сказать, что от использовался с апреля по июнь и осенью.
Tags: Россия, Сибирь и Дальний Восток
Subscribe

  • И кто теперь "хромая утка"?

    У Байдена два перелома после падения в эту субботу. По словам врачей, "КТ подтвердила нитевидные переломы боковой и средней клиновидных костей".…

  • Вспоминаю ли я прошлое

    Вспоминаете прошлое?) - спросила третьего дня tanafi. Так только и остаётся, что вспоминать прошлое. Юнкера передъ выпускомъ,…

  • Это жизнь!

    Читаю у nquatro за "ибреев": 1. "Израильские социологи установили, что подняв с ковра нитку, которую не смог всосать пылесос, 85%…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments