К сожалению, это не проходит с возрастом, в чём неоднократно сам убеждался.
Нейробиологи из ряда ведущих американских университетов считают, что они обнаружили в человеческом мозгу некоторые объяснения этому феномену.

Группа учёных из университетов Питтсбурга, Беркли и Гарварда во главе с Кён Хва Ли (Kyung Hwa Lee) пригласила 32 подростка (из них 22 девочки) в возрасте около 14 лет в свою лабораторию картирования мозга. Их подключали к сканеру, и они в течение 30 секунд слушали голоса своих матерей, которые их критиковали. Например: "Меня беспокоит то, что ты расстраиваешься из-за пустяков. Я говорю тебе, что обувь надо отнести на второй этаж. А ты просто сходишь с ума из-за того, что тебе придется брать ее, идти наверх и ставить у себя в комнате".
Исследователи сосредоточили внимание на трёх структурах головного мозга тинейджеров. Это участки, прежде связанные с обработкой отрицательных эмоций (скажем, в лимбической системе); участки, отвечающие за регулирование эмоций (например, префронтальная кора) и наконец, нейронные зоны, участвующие в понимании взглядов других людей (такие как стык теменной доли и височной доли головного мозга). Они постарались понять, какова активность этих участков, когда подростки слушают ворчание своих матерей, в сравнении с теми моментами, когда их матери говорят о каких-то скучных вещах, скажем, о покупке продуктов в магазине. Учёные также проанализировали, сохраняются ли какие-то изменения в мозговой активности позднее.
Главный вывод: во время материнской критики и какое-то время после этого в подростковом мозгу отмечается больше активности в тех участках, которые отвечают за отрицательные эмоции (здесь нет никаких неожиданностей), а вот в участках, связанных с контролем эмоций и восприятием чужих мнений, активность головного мозга снижается. Это говорит о том, что в ответ на материнскую критику "молодёжь отключает обработку сигналов и не думает о душевном состоянии родителей". Далее авторы эксперимента отмечают: "Снижение активности головного мозга в участках, отвечающих за понимание состояния и мнений других людей, помогает объяснить, почему так часто случаются конфликты и недопонимание в отношениях родителей и детей подросткового возраста".
Итак, одна из интерпретаций по результатам исследований состоит в том, что если завтра вспыхнет очередная война поколений, мозг вашего ребёнка просто не сможет не отключиться, когда вы начнете приставать к нему.
Это не я говорю, а нейробиология, понятно?
Исследование имеет массу недостатков, и во многих из них виноваты сами учёные. Например, они очень свободно обращаются с логической ошибкой, известной как "обратное умозаключение". Т.е. они делают предположения и допущения о значении отмеченных ими закономерностей в нервной деятельности, основываясь на опыте прежних исследований.
В исследовании также нет чётких инструкций для юных участников эксперимента. Мы не знаем, насколько внимательно они слушают аудиозаписи. Картирование головного мозга следует внимательно контролировать, и чем меньше конкретных указаний вы даете участникам (в данном случае их практически не было вообще), тем менее управляемым окажется ваш эксперимент.
Неаккуратность данного исследования означает, что в теории его результаты можно истолковывать по-разному. Например, исследователи предполагают, что отключение головного мозга подростка - это своего рода защитная реакция, помогающая остановить разрастание конфликта. В принципе, это соответствует выводу о том, что подростки, которых родители поддерживают и ободряют больше и чаще, во время критики демонстрируют больший тормозящий эффект.
Не принимая во внимание эти изъяны и опасения, учёные смело сделали заключение о том, что в их результатах кроется ключ к повышению качества воспитания детей родителями. "Родители могут получить пользу от понимания того, что во время критики дети подросткового возраста могут проявлять мощную отрицательную эмоциональную реакцию, что им трудно контролировать такие эмоции и сложно понять точку зрения и душевное состояние родителей".
Это было известно и прежде, но теперь это подтвердила нейробиология.