Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Categories:

Еврейский вопрос в России и СССР. Часть I

Оригинал взят у mikhaelkatz в Еврейский вопрос в России и СССР. Часть I



Еврейская тема в нашей стране всегда была политизирована. В ней сформировались противоборствующие лагери, выработавшие свои взгляды и подходы, среди которых можно выделить два основных.

В первом, условно  "антиеврейском" лагере, евреи определяются как общность, безусловно чужеродная и враждебная России. Это очень широкая палитра взглядов от простой констатации сказанного, до настойчивых поисков и разоблачения "еврейского заговора", а далее вплоть до откровенно черносотенной пропаганды, от которой остаётся менее полушага до призывов к погромам. Из этого лагеря постоянно делаются недвусмысленные намёки на то, что евреям лучше бы целиком и полностью, раз и навсегда покинуть Россию, если не добровольно, то принудительно.



Во втором, условно "произраильском" лагере, евреи также определаются как общность, чужеродная в России и всегда мечтающая вырваться "из плена" и вернуться на "Землю обетованную", то есть в Израиль. С этой точки зрения история российских (советских) евреев представляется как сплошная цепь гонений и преследований, противостояния "антисемитской" власти и обществу. Эта история обычно заканчивается счастливо - алией и воссоединением с Израилем.



Интересно то, что эти диаметрально противоположные позиции сходятся в главном тезисе - определении евреев как чужеродной и враждебной России общности, весь смысл существования которой состоит в том, чтобы эту самую Россию навсегда покинуть. Все разногласия сводятся только к тому, каким именно образом это произойдёт: добровольной алией или принудительным изгнанием.



Есть насущная необходимость рассмотреть совершенно другой тезис: отношения российского (советского) еврейства и Советской власти вовсе не сводились к враждебности, определяющим фактором было наоборот тесное и плодотворное сотрудничество, вхождение советских евреев в братство трудящихся Советского Союза, огромный вклад евреев в победу в Великой Отечественной войне. Советский Союз как раз успешно разрешил еврейский вопрос в самом позитивном виде, задолго до образования Израиля. Необходимо рассмотреть, что именно Советская власть собиралась сделать для евреев, какие цели ставились и как они были достигнуты. Советское еврейство претерпело удивительные трансформации, обратившись из национального и религиозного меньшинства, чьи права и возможности были сильно ограничены и болезненно ущемлены, в неотъемлемую часть общества, причём часть, сыгравшую важную историческую роль. Невозможно обойти и вопрос антисемитизма, оказавшего сильное влияние на общество, и пустившего глубокие корни в общественном мышлении, тем более, что Советская власть всегда вела жестокую борьбу с антисемитизом. И ещё очень важно учитывать, что советская политика в отношении евреев всегда имела международный аспект, поскольку многочисленная еврейская община жила за рубежом, связи между советскими и зарубежными евреями не прерывались.



В общем, история российского (советского) еврейства получается далеко не линейной, её нельзя свести ни к "еврейскому заговору", ни к стремлению евреев к репатриации в Израиль. Реальность неизменно оказывается сложнее и многограннее любых идеологических конструкций. Это была целая эпоха масштабных социальных трансформаций, преобразовавших сам облик еврейского народа.





В Российскую империю евреи попали совершенно особым порядком. Если большинство других инородцев и иноверцев, например, многочисленные народы Сибири, вошли в Россию на основании вассалитета от московского государя, союзных договоров или прошений о приёме в подданство, во главе со своими правителями и вместе с территорией, то евреи оказались в составе России во время разделов Речи Посполитой во второй половине XVIII в., как жители территории, отошедшей под власть российской короны. В 1772 году императрица Екатерина II сохранила за евреями все их права и свободы, которыми они пользовались в Польше. Очевидно, это и стало отправной точкой в формировании враждебного отношения к евреям, определения их как чужеродного элемента, хотя их не раз пытались уравнять в положении и включить в то или иное сословие. Послабления при императорах Александре I и Александре II чередовались с ужесточениями при Николае I и Александре III.



При этом Россия стала самой еврейской страной в мире. В 1880 году в Российской империи проживало 4,5 млн. евреев, или 67% мирового еврейства (данные Ю.Ларина). Остальные евреи сравнительно немногочисленными общинами были рассеяны по разным странам, как в Европе, так и в Азии, и нигде не составляли такой большой и плотной массы, как в российской черте осёдлости. Евреи, как народ, формировались в огромной степени именно в России и под влиянием специфической политики в их отношении.



После убийства императора Александра II для евреев были введены многочисленные запреты и ограничения. В 1882 году евреям было запрещено селиться вне городов и местечек, приобретать землю, причём эта мера была введена для предотвращения погромов. Правда, в качестве антипогромного средства ограничения прав евреев оказалось совершенно неэффективным и даже более того, в известной степени содействовали расширению и распространению погромов в последующее время. До введения этих жёстких ущемлений прав основная масса евреев проживала в местечках и сельской местности, 29% - в средних городах и только 5% еврейского населения проживало в крупных городах (данные Ю.Ларина). Небольшие местечки, немногочисленные общины, объединяемые синагогой с хедером под управлением кагала и раввинов, занятие мелкой торговлей и мелким ремеслом, обслуживающим окрестных крестьян, - так можно обрисовать образ жизни основной массы евреев в эту пору.



После категорического запрещения на поселение в деревнях еврейское население стало перетекать в местечки, которые и без того были нищими и перенаселёнными. К концу XIX в. лишь 6% российского еврейства проживало вне черты осёдлости, а в Европейской России и того меньше - 4% (чуть более 211 тыс. человек). Для прокормления многочисленных торговцев и ремесленников в местечках не было достаточно широкого рынка. К тому же на пятки мелкой еврейской торговли и ремесла наступала развивающаяся российская промышленность. Из развития капитализма в России сумели извлечь пользу, пожалуй, только наиболее богатые евреи, которые взяли в свои руки хлебную торговлю, проникали в торговлю лесом, производство сахара, в текстильную промышленность и банковское дело.



Уже к концу XIX века местечки были переполнены разорившимися и скатившимися в нищету людьми. Лишённые достаточного заработка, не имеющие земли, чтобы самим вырастить себе урожай для пропитания, еврейские массы в местечках обрекались в буквальном смысле на голодную смерть. Огород и поле были мечтой еврейской бедноты...
Облик и основные черты еврейства того времени, которые нашли отражение в литературе и которые потом всячески раздували антисемиты, выковались именно в местечках черты осёдлости. Тщедушность и слабосильность - последствия хронического недоедания, особенно в детстве. Хитрость и изворотливость - следствия крайне скудных источников заработка и средств пропитания. Приходилось ловить любую возможность, изобретать, чтобы заработать. Трудолюбие - следствие того, что евреям никто ничего не гарантировал.




Тяга к образованию - следствие того, что единственная форточка для выхода из черты осёдлости с её гнетущей атмосферой, была в высшем образовании. Иудаизм также требовал от своих последователей грамотности, умения читать Тору и Талмуд. Наконец, солидарность - следствие понимания того, что выжить в явно недружелюбном окружении можно только сообща, да и у каждого еврея, который чего-то добился и достиг, легко набиралось с десяток голодных и нищих родственников, которым надо было помочь. В свете повальной бедности в местечках, подобная родственная помощь принимала значительные масштабы и скоро сделалсь национальным обычаем.



Выходов у еврейской бедноты было только два. Первый из них состоял в том, чтобы всеми правдами и неправдами выехать и поселиться в большом городе, где было гораздо больше возможностей для заработка. Ю.Ларин в 1929 году писал, что в крупных городах с населением свыше 100 тысяч человек проживало 32% всех евреев в мире, в средних городах - 40% и только 28% в местечках и деревнях. За полвека евреи превратились из преимущественно сельской нации в городскую, 72% численности которой перебралось в города.



Второй выход состоял в эмиграции, то есть в выезде за пределы Российской империи. Еврейская эмиграция приняла столь большие масштабы, что за те же самые полвека Россия утратила статус самой еврейской страны в мире. В 1930 году в СССР проживало около 22% мирового еврейского населения, если считать вместе с другими территориями Российской империи, то 45%. Хотя многочисленные сионисты агитировали за Палестину, тем не менее основная масса эмигрантов подалась в США, где в несколько десятилетий сформировалась крупнейшая в мире еврейская община. В 1930 году в США проживало 30% мирового еврейства, сейчас - около 50%.



Февральская революция 1917 года принесла российским евреям великое освобождение. Это действительно было выдающееся, переломное событие в еврейской истории, причём не только российских евреев, но и вообще мирового еврейства. 22 марта 1917 года Временное правительство провозгласило законодательный акт, подготовленный министром юстиции А.Ф. Керенским, гласивший: "Все установленные действующими узаконениями ограничения в правах российских граждан, обусловленные принадлежностью к тому или иному вероисповеданию, вероучению или национальностью, отменяются."



Хотя евреи в этом законе специально не упоминались, тем не менее этот акт стал основой для отмены всех ранее действовавших ограничений, связанных с чертой осёдлости, свободой передвижения, государственной и военной службой, приобретением собственности или найма. В результате были аннулированы 140 действовавших "особых о евреях правил", в том числе и такое одиозное, как процентная норма при приёме в учебные заведения, и архаичное, как черта осёдлости.



Это вызвало среди российского еврейства бурю восторга, тем более что это событие совпало с праздником Песах, в память Исхода евреев из Египта. Новый закон воспринимался как второй исход из Египта. Евреи часто проводили параллели между событиями библейской истории и современными событиями, их касающимися. Так же как Моисей вывел евреев из египетского рабства, так и Временное правительство вывело евреев из черты осёдлости и многочисленных болезненных ущемлений. Конечно же, в марте 1917 года до разрешения всех этих застарелых проблем было ещё очень и очень далеко. Беднейшая часть еврейства, которая осталась в России по причине отсутствия средств на эмиграцию, ещё ждала разрешения своей судьбы. Решение этой проблемы выпало на долю Советской власти.

Источники:
Верхотуров Д.Н. Сталин и евреи;
Костырченко Г.В. Тайная политика Сталина. Новая версия;
Вихнович В.Л. 2000 лет истории евреев России.


Продолжение следует

Tags: Исследования, История, Наука, Россия
Subscribe

Featured Posts from This Journal

  • Кто же всё же ашкенази?

    Международный консорциум генетиков TAGC (The Ashkenazi Genome Consortium) подготовил первую в мире полную карту генома евреев-ашкенази. Ее анализ…

  • Женщина из списка

    В 1993 году жену Шиндлера Эмилию пригласили на съемки финальной сцены спилберговского фильма - ту, где подопечные Шиндлера собираются на горе Сион у…

  • Под небом голубым есть город... Иерусалим

    Вот теперь всё стало на свои места. Теперь понятны и слова и мелодия. Спасибо автору! Автор moshekam. Пост называется История песни…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments