Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Categories:

Беляна из Костромы

Беляна - плоскодонное несмолёное судно, полностью деревянное, зачастую сделанное без единого гвоздя, одно из самых уникальных речных судов в мире. В словаре Даля о беляне сказано так: плоскодонное, неуклюжее и самой грубой работы речное, сплавное судно; самая большая барка, белая, несмолёная, в ней нет ни одного железного гвоздя, и она даже проконопачена лыками; длиной 20-50 саж. (до 100 м), шириной 5-10 (до 30 м); сидит 15-20 четвертей, подымает 50 тыс. до 150 тыс. пудов (до 10 000 т); беляны развалисты, кверху шире, палуба настлана помостом, навесом, шире бортов; идут только по воде, строятся по Каме и Ветлуге, и спускаются по полноводью с лесом, смолою, лыками, рогожами, лычагами (веревками); на них и парус рогожный.

1741-4

Для управления беляной служил руль в кормовой части.
Строились эти суда в местах добычи леса и были рассчитаны на одну навигацию и только в один конец - вниз по течению. Поэтому тогда говорили: "Разберёшь беляну одними руками, не соберешь беляны всеми городами", - по прибытии беляны шли на лесопильные заводы и разбирались на дрова. Можно только восхищаться нашими предками, которые создали практически безотходное транспортное средство!
Расцвет строительство белян на Волге пришёлся на середину XIX века в связи с началом массового пароходного движения, так как топки пароходов требовали громадного количества древесины. Любопытно, что больше всего белян было построено в Костромской губернии (57 штук). Кстати, модель беляны выставлена в экспозиции "Высочайший визит" в Дворянском собрании Костромского музея-заповедника:

1741-5
Tags: История, Кострома, Музеи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments