Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Categories:

Игра в напёрстки по-дептрансски

Не удержался-таки, решил перепостить материал vctos об играх вокруг дорожной ситуации в Москве

Первая часть эпической картины была опубликована в период мэрской предвыборной кампании.
Сегодня ФБ принес мне в новостной ленте ссылку на статью Александра Евсина АКА eugenyshultz "Вылетные магистрали Москвы поехали на 12% быстрее!". Не оспаривая сам факт улучшения дорожной обстановки, считаю свои долгом дать краткий комментарий относительно реальных причин улучшения и некоторых особенностей лагающей статистики дептранса в области анализа транспортных потоков. Окончательным толчком для развернутого комментария послужили адресованные через чур недоверчивому читателю реплики Александра в ФБ: "чего вы ведете себя как Фома неверующий? Раз я говорю, значит так и есть" и "я не просто говорю, но подтверждаю слова объективными данными".

Дело в том, что я раза три от имени СМИ официально обращался в дептранс представить исходные объективные данные от датчиков транспортных потоков. Ни разу не дали ни байта. В крайний раз один из топов ЦОДДа нашел суперкреативный повод отказать делиться собираемыми на бюджетные деньги данными. Он заявил, что данные от всего массива датчиков засекречены. Для понимания как это происходило, отказ был устным, письменно заявить он об этом не решился. Судя по тому, насколько просто он на это сослался, последствий грифования данных он и близко не представляет. Вот, например, делает руководитель дептранса очередное заявление о дорожных улучшениях... а основано оно на типа засекреченных данных. Решение техкомиссии есть? Нет, конечно. :: Это подстава! Или еще один пример, публикует ни о чем не подозревающий блоггер eugenyshultz , известный в миру в качестве заместителя руководителя ЦОДД, графики (типа) секретных сведений о скорости транспортных потоков по вылетным магистралям... - специально обученные люди обязаны оперативно выявить канал утечки и пресечь угрозу национальной безопасности.


Ясен пень, пока данные будут "засекречены" от широкой общественности, московские транспортники наплодят уйму сенсаций. Да я и сам могу подарить тему для следующей. Каждую ночь вылетные магистрали едут в 2-3 раза быстрее ... относительно утреннего и вечернего пикового времени. Хотите меня дернуть за рукав и заявить о том, будто день и ночь не являются аналогичными периодами? Конечно, не являются. Но дептранс это никогда не смущало. Очевидно, что первый квартал 2014-го не аналогичен первому кварталу 2015-го. Для всех очевидно, но только не для дептранса.
Во-1-х, зимой 2014-го и 2015-го была ну очень различная погодная обстановка. Во-2-х, в 2014-м случились Олимпийские игры, удачно оттянувшие в Сочи большинство "мигалок". В-3-х, (и это самое главное!) в стране за этот год кризис разыгрался не на шутку. Согласен, в начале 2014-го кризисные симптомы уже были заметны в транспортной ситуации Москвы. Первая часть сиквела "Собянин победил заторы" была написана осенью 2013-го, уже тогда были выявлены признаки экономического кризиса. Что характерно, в период кризиса в Москве "ехать" всегда становится быстрее. "Это элементарно, Ватсон!". Экономический кризис - это благоприятный фактор для улучшения дорожного движения в Москве, об этом очень хорошо сказал petunder на круглом столе с кандидатами в мэры в редакции интернет издания "Газета.Ru": "Мой кандидат в мэры Москвы должен придти и сказать: я хочу ухудшить экономическую ситуацию в Москве. Да, я это абсолютно смело говорю именно так. То есть сделать так, чтобы хотя бы часть этих денег, которые здесь оседают, начала оседать во Владимире, в Калуге, в Туле. И это очень важно.".

Так вот, по (не менее объективным) данным, собранным "Пробковоротом", в первом квартале 2009-го года средняя скорость в рабочее время по рабочим дням в целом по Москве (не только на вылетных магистралях) оказалась быстрее на 4,5 % относительно первого квартала 2008-го. Это противоречит заявлениям руководителя дептранса, будто "с начала 2000-х гг. ситуация на дорогах Москвы планомерно ухудшалась", но одновременно это указывает: горе-арифметики из дептранса "кормят" своего шефа недостоверной информацией. В 2008-м - 2009-м не осваивались сотни миллиардов рублей, не велась массовая реконструкция, не вводились в строй новые магистрали. Причина повышения скорости была сугубо кризисной, более того, скорость повышалась не смотря на урезание (инфляционное обесценивание) транспортного бюджета. Есть не хитрое объяснение этому парадоксу. В тяжелые времена срабатывает механизм саморегулирования, Москва самостоятельно освобождается от заторов. Это происходит без воли Собянина, Ликсутова и прочих чиновников, без 300-миллиардных годовых бюджетных ассигнований на "типа" развитие московского транспорта. Предвидя набивший оскомину аргумент о пересаживании автомобилистов на общественный транспорт, добавлю: в 2009-м освобождение Москвы от заторов происходило вовсе не за счет такого "пересаживания". Объем пассажироперевозок метрополитена в 2009-м сократился относительно 2008-го. Это говорит, что в условиях кризиса сокращается суммарный транспортный спрос, возможно, из-за того, что Москва освобождается от избыточных рабочих рук трудовых мигрантов.

Нет смысла спорить, заявляемые 12 % в 2014-15 г.г. это значительно больше 4,5 % роста в 2008-09 гг., однако, смею голословно уверить, в 2015 и глубина кризиса существенно помасштабнее будет. Это во-1-х.
Во-2-х, не всё так гладко "в королевстве датском", то бишь в дептрансе. По недавнему заявлению руководителя департамента Максима Ликсутова: "Уровень загруженности дорог снизился на 24 %". Мэр Москвы Сергей Собянин отмечает противоположное: "в первом квартале 2015 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в городе отмечается небольшой рост количества машин". Примечательно, что судя по источникам, два этих противоположных заявления прозвучали на одном заседании правительства Москвы. Уверен, у московских чиновников есть убедительные объяснения, как так бывает, что одновременно и загруженность дорог снижается, и число машин в городе увеличивается. Здесь мы плавно переходим к теме лапши для ушей.

Транспорт Москвы давно стал проблемой политической, поэтому сводки об изменениях транспортной ситуации аналогичны сводкам с фронта. Власть пропагандирует то и только то, что выгодно ей.
В прошлом году дептрансовский ЦОДД опубликовал отчет, согласно которому средняя скорость на Ярославке за неделю с 10 по 16 ноября (не самое быстрое время года) составляет (NB!)... 71 км/ч. Более того, они и Яндекс "привлекли" в качестве соавторов. И якобы по данным Яндекса средняя скорость 70 км/ч. Опровержения Яндекса, возможно и были, но мне они не встретились. Впрочем, щекотливость ситуации, в которой оказались эксперты Яндекса, я понимаю.



Подавляющее большинство читателей не моргнув глазом схавало семидесятикилометровую среднюю скорость. Было небольшое меньшинство, которому удалось "вытянуть" из уст горе-пиарщиков признание-разъяснение о том, что эта средняя скорость так же включает и ночные часы, не только дневные и не только пиковое время, когда по Ярославке проезжает большинство работяг. Однако разъяснение это прозвучало настолько тихо, что большинство по-прежнему уверено, будто бы Ярославка летит со среднесуточной скоростью 70-71 км/час. По более свежим данным от заместителя руководителя ЦОДДа Александра Евсина Ярославка в начале 2015-го тоже летит, но гораздо тише, чем в конце 2014-го. Средняя ночная скорость из центра составляет 55 км/ч, а по направлению в центр - 51 км/ч. Выходит, средняя скорость с ноября по март на Ярославском шоссе снизилась не менее чем на 22 %, а если сравнивать среднесуточную - то на все 56 % (в ноябре было 67 км/ч, теперь - 43 км/ч).
Самое время вспомнить о том, что по данным многолетних наблюдений ИС "Пробковорот" средняя скорость в первом квартале традиционно немного выше, чем в ноябре. Но не нужно волноваться, ничего страшного на самом деле не произошло, город не встал колом, нужно держать в уме: проблемы с арифметикой у дептранса случались и раньше.

Сведения о скорости и интенсивности транспортных потоков собирает сеть автоматических датчиков, входящая в состав интеллектуальной транспортной системы. Той самой, мониторы которой в последнее время начали показывать новость о байкерах на дорогах с рекомендациями как от них уворачиваться. Судя по лагам со средней скоростью на вылетных магистралях в ноябре, некоторые могут вообразить, будто бы ИТС не до конца допилена, нуждается в доработке, пилотном тестировании и всём таком, что необходимо всем новым большим информационным системам. Смело уверяю вас, это заблуждение. В начале 2015 года мэр Собянин заявил: "ИТС Москвы является одной из лучших в мире".
Не верите? Вот пруф.
Это сенсационное открытие было сделано 6 января, и только поэтому далеко не все узнали, в каком счастливом информационном будущем мы уже живем.

Немногим ранее, в декабре, руководитель дептранса Максим Ликсутов, отвечая на вопрос корреспондента Газета.Ru пообещал открыть доступ к информации о транспортны потоках, собираемой более чем шестью тысячами датчиков: "Без проблем, мы готовы дать этот доступ, вообще мы уже предоставляем такую информацию ряду научных учреждений". Это, собственно, и было поводом крайнего запроса о предоставлении информации в дептранс, результат которого описан в начале статьи: исходные данные один из топов ЦОДДа, фамилию которого я вам пока не скажу, полагает секретными. Очевидно, что закон об охране государственной тайны тут ни при чём, ничего похожего на сведения об интенсивности и скорости транспортных потоков на дорогах общего пользования в нём нет, да и бессмысленно засекречивать подобную информацию, для этого придется заставлять людей ходить по улицам с завязаными глазами. В конце концов, каждый желающий может посчитать секретные сведения о том, сколько автомобилей проехало и оценить, с какой скоростью они движутся.

Сразу отметая гипотезу, что тема о "секретности" придумана для возможности приторговывать данными "из-под полы", я вижу только две возможные причины отказа делиться данными. Причина первая: датчики могут не работать. Совсем не работать все датчики вряд ли могут, но большинство датчиков запросто может или совсем не работать, или фатально «лгать». Эта гипотеза объясняет, как на Ярославке получили среднюю скорость 70 км/ч. Вторая причина: информация, получаемая от датчиков, может противоречить пиарсводкам дептранса. Как пример: в декабре 2014 года вопреки протестам москвичей, произошло очередное расширение зоны платных парковок до ТТК. В качестве обоснования принятому решению были приведены мутные данные о якобы имевшем место увеличении скорости в ранее созданной зоне платных парковок. Мутные - потому, что не приводились описания способа и условий измерения, алгоритмов обработки данных. Даже сведения о базовом и контрольном периоде измерения не приводились. Скорость увеличилась - и точка. Попробуйте опровергнуть. Может быть, она с пятницы на воскресенье увеличилась?

На этот раз у меня просьба к руководителям дептранса: Хватит нас держать за лопоухих, дайте исходные данные от датчиков, мы будем их пересчитывать. Будем сравнивать ситуацию не только там, где это выгодно дептрансу, а в целом по Москве. К примеру, график скорости из блога Александра Евсина красив, но заявляемого базового периода (1 кв. 2014 г.) тут нет. Возможности хотя бы примерно сравнить ситуацию нет. Верить на слово дептрансу после известного количества перлов полагаю глупым. Они люди честные, но, повторюсь, у них свои явно нелинейные взгляды на арифметику. Условия и методику измерения, метод расчёта средней скорости в целом по шоссе, сведения о разбросе и доверительном интервале - описаний ничего из этого я никогда не встречал. А ведь именно с этого начинается разговор о мониторинге и статистическом анализе. Даже метеорологи публикацией такой информации не гнушаются. Являются ли датчики средствами измерения, кто и когда их поверяет, как выявляются и контролируются сбои, например, проезд по выделенной полосе, или по тротуару - ничего об этом на сайте ЦОДДа я не нашёл. Вероятно, это главная тайна дептранса. Что касается собственно расчетов по "сырым" данным от датчиков - это осилит любой третьекурсник. Для города будет лучше, если будет много различных вариантов таких расчётов. В результате об изменении транспортной ситуации мы будем знать не только то, что дептрансовские пиарщики сочтут нужным нам "втереть". Мы сможем быть уверенными, что видим объективную картинку. Кроме того, мы сможем убедиться, что пресловутая "одна из лучших в мире" ИТС Москвы реально работает, что деньги не были - как это порой случается - распилены и растащены.

Чтобы не быть голословно-неконструктивным завершу этот текст предложением относительно честной методики, позволяющей понять итоги транспортной деятельности команды Собянина. В советские времена было типа традицией все сравнивать относительно уровня 1913 года. Тогда случился максимальный расцвет царской России. ИМХО, этот метод незаслуженно забыт. Собянин и Ко пришли к власти на волне черного пеара про то, будто Лужков совсем угробил транспортную Москву, будто лужковские "адские" пробки абсолютно нетерпимы. С первых дней правления были даны транспортные обещания, которые достаточно быстро были забыты обещавшими. Я могу их напомнить, но сейчас не об этом. Нужно взять в качестве базового уровня транспортной ситуации первый квартал 2010 год и сравнить с первым кварталом 2015-го, тогда будет что обсудить и на основании чего сделать выводы. Анализировать нужно сведения не только по вылетным магистралям, но по всей Москве в целом. Среднюю скорость необходимо считать как производную величину от суммарных потерь времени стоящих в заторах. А лучше, если базовым будет разгар кризиса - первый квартал 2009-го. Такой анализ позволит оценить, к чему привели, что нам дали почти триллион рублей инвестиций, запрет проезда фур по МКАДу и репрессивные меры против московских автомобилистов в центре. По итогам станет ясно, а стоит ли овчинка выделки и правильно ли была произведена рокировка шила на мыло?

Маленький комментарий

1. По поводу секретности.
Уж простите, но я вопросами секретности занимался, и занимался профессионально. Теперь могу об этом сказать - 20 лет уже прошло.
Так вот: какие-либо манипуляции с данными датчиков не сответствуют критериям засекречивания. Ни как гостайна, ни как тайна коммерческая. Нет ни одно значимого критерия. Это во-1-х.
Во-2-х, исходя именно из критериев секретности, желание скрыть подобную информацию может быть только в двух случаях: или это абсолютный бред, а значит, те, кто выдумал про "секретность" просто дурак, либо они считают дураками нас. А значит, тот кто это делает, - подлец.
Конечно, как вариант - и то, и другое разом, но какое это имеет значение!

2. Проспект Маршала Жукова оказался в лидерах - это круто!
А не потому ли, что поток плавно переместился на Звенигородское шоссе? Вот и вся арихметика! И я эту арихметику наблюдю регулярно. Особенно красиво вечером, когда Живописная эстакада под живописной аркой превращяется в огненно-красную медленно ползущую змею.
И не надо мне вешать лапшу на уши - я тут живу!
Tags: Дороги, Ложь, Москва, Чиновники
Subscribe

  • Бардак!

    Бардак - это ещё очень мягко сказано Неизвестные вскрыли грузовой люк самолёта Ил-80, находившегося на территории Таганрогского авиационного…

  • Как фанера над Парижем

    Во Владивостоке "из-за непогоды" с крыши 9-этажного дома что на улице Нейбута упала бетонная плита. Прямо на крышу припаркованного у дома автомобиля.…

  • 125 лет спустя

    22 октября 1895 года пассажирский поезд № 56 Гранвиль-Париж, не сумев затормозить, выбил путевой упор, выехал на перрон вокзала Монпарнас, пробил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments