Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

СМИ: Собственников хотят лишить земли?

Ситуацию нижегородскому информационно-аналитическому порталу "Полезная площадь. Недвижимость" комментирует Василий Романов, директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области.

Здравствуйте дорогие друзья!

Огромное спасибо редакции за предоставленную возможность вновь пообщаться с вами, нашими нижегородцами. Время неумолимо мчится вперед, корректируя нашу с вами жизнь, новые вопросы, новые ситуации, новые отношения, новые нормативно-правовое акты, - все требует разъяснения и осознания. Очень рад, сегодня вновь поделиться своими знаниями и побродить с вами по загадочным улицам огромного города предлагаемых новых правовых отношений Российской Федерации в вопросах недвижимости.

Хотелось бы предложить рассмотреть данный вопрос с точки зрения профессионального опыта моей работы. Знания и опыт, полученные за последние, более 20 лет моей трудовой деятельности, позволяют мне заглянуть и в будущее развития кадастра недвижимости. Вместе с моими коллегами по цеху мы работаем в этом направлении с самого начала становления в Нижегородском регионе вопросов кадастра и регистрации.

Отсутствие теоретического обоснования развития кадастра недвижимости в нашей стране, да и в мире в целом, характеризуется внесением огромного количества изменений в законодательство. Для адекватного реагирования на возникающие вопросы создания правового государства крайне необходима обратная связь с обществом.

Уважаемые читатели, соблюдая этот важнейший баланс интересов, государства и общества мы сможем создать условия, в которых граждане, твердо осознавая реальности жизни, скажут, что правовой нигилизм нашего общества ушел в прошлое навсегда. Стройная череда нормативно-правовых актов в будущем понятных каждому нашему жителю, займет в его жизни устойчивое положение, гарантирующее стабильность развития нашего общества, и осознание той незыблемости права частной собственности, которая позволяет человеку жить и планировать свою, да и не только свою, жизнь, опираясь на устойчивую платформу проверенного временем законодательства.

Сегодня лжеконсультанты, учитывая собственный интерес, вводят в заблуждение и пытаются толковать нашим гражданам, что это право позволяет собственнику творить на свой выбор все что угодно: губить лес, осушать водоемы, превращать плодородные земли в безжизненное пространство, то есть возможность нарушать сбалансированность природно-климатических явлений. Природа не может простить такого отношения к себе.

Здесь же мы говорим о реальном понимании частной собственности, которая балансирует между публичным интересом и частным, где государство, гарантирует права частной собственности гражданину и обеспечивает незыблемость приоритетов государства.

Планомерное приведение в соответствие с требованиями общества цепочки последовательных нормативно-правовых актов, нивелирует искусственно созданное понятие вседозволенности права частной собственности и преобразует этот процесс в естественное осознание баланса прав и обязанностей нашими гражданами.

Предлагаемый к рассмотрению новый нормативно-правовой акт является реальным шагом в продвижении к желаемой цели.

Учитывая предыдущий опыт моего отношение к новым нормативно-правовым актам, могу сказать, что вопрос, касающийся изъятия земельного участка у частного собственника в связи с его ненадлежащим использованием, на сегодняшний день является одним из самый наболевших и самых сложных. «Как же так, частная собственность, а где же эти государственные гарантии?» - скажут нерадивые хозяева.

К счастью, большинство наших граждан, воспитанных в духе ответственности за выполнения порученного дела, давно озабочены проблемой зарастания лесами сельскохозяйственных полей с высокоплодородной почвой, на освоение которой были потрачены немалые трудовые ресурсы и немалые денежные средства. Зарастание сорняками и бурьяном земельных участков садоводческих товариществ, уже много лет не дает покоя правлениям садоводческих товариществ.

Важным вопросом также является хаотичное, точечное освоения земельных участков, оставляющее после себя, в лучшем случае, отдельно стоящие неэксплуатируемые здания, в худшем - раскопанную яму с кучей земли и глины, брошенную на долгие годы. Учитывая мнение общества о целесообразности освоения земельных наделов и в эффективном хозяйствовании на нашей земле, государство предлагает в этом вопросе навести порядок.

Рассматривая предложенный проект нормативно-правового акта, можно твердо сказать, что его действия не направлены на изменение или ухудшение положения собственника, действия которого соответствуют законодательству, а направлены на необходимость изъятие земельного участка, у собственника, который не умеет и не желает распоряжаться эффективно и качественно в соответствии с утвержденными нормами земельного законодательства.

Это означает, что, если земельный участок выделен для строительства, согласно генеральному плану, правилам землепользования и застройки с учетом регламента, то будь любезен строиться, а если под сельскохозяйственное производство, то этим и нужно заниматься, не выдумывая искусственных оправданий..

Опираясь на принципы преемственности основ законодательства, предлагаемый проект вносит изменения в Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В часть первую Гражданского кодекса РФ в статью 284 второй абзац, следующего содержания:

«Признаки неиспользования названных земельных участков определяются в соответствии с земельным законодательством.»

В статью 285. «Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства.

Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка нарушает установленный для данного земельного участка вид разрешенного использования и такая деятельность представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, в том числе для сохранения плодородия почв, сохранения памятников истории и культуры.

Признаки осуществления на земельном участке деятельности, представляющей опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды определяются в соответствии с земельным законодательством.»

В Земельный кодекс РФ добавлен важная статья 44.1 следующего содержания:

«Статья 44.1. Основания для принудительного изъятия земельного участка, находящегося в частной собственности, в связи с его ненадлежащим использованием.

1. Земельный участок, находящийся в частной собственности, может быть изъят, если он используется ненадлежащим образом, то есть имеется одно из следующих оснований:

1) деятельность на земельном участке нарушает установленный для данного земельного участка вид разрешенного использования и представляет опасность для жизни или здоровья человека, окружающей среды, в том числе для сохранения

плодородия почв, сохранения памятников истории и культуры, признаки которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2) на земельном участке, предназначенном для сельскохозяйственной деятельности, произошло существенное снижение плодородия, критерии которого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

3) земельный участок, предназначенный для сельскохозяйственной деятельности, не используется в течении трех и более лет подряд со дня возникновения у собственника права на земельный участок. Признаки неиспользования земельных участков устанавливаются Правительством Российской Федерации;

4) земельный участок, предназначенный для строительства, не используется в течение трех лет со дня возникновения права собственности на земельный участок или изменения разрешенного использования, допускающего строительство, то есть на земельном участке отсутствует здание или сооружение, для размещения которых предназначен участок, либо у собственника данного участка отсутствует действующее разрешение на строительство объектов, предусмотренных к размещению на данном участке, либо на земельном участке находятся объекты незавершенного строительства, срок разрешения на строительство которых истек;

2. В срок, указанный в подпунктах 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи не включается время, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок необходимого освоения земельного участка, который не может составлять более двух лет.».

Так же не менее важной статьей предложена статья 54.1 следующего содержания:

«Статья 54.1. Порядок изъятия земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием у частного собственника.

1. Изъятие земельного участка в связи с его ненадлежащим использованием осуществляется у частного собственника по основаниям, определенным в соответствии со статьей 44.1 настоящего Кодекса после наложения административного взыскания в виде штрафа и при условии, что нарушение не устранено.

2. Одновременно с наложением административного взыскания федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, выносит предупреждение о допущенных нарушениях лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, и предписание об их устранении по форме, предусмотренной пунктом 4 статьи 54 Земельного Кодекса.

3. Если собственник земельного участка не устранил нарушение в установленный в предписании срок федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный земельный надзор, направляет копии материалов государственного земельного надзора (постановления о привлечении собственника земельного участка к административной ответственности, предписания, акта проверки выполнения такого предписания и иных необходимых документов) в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные пунктом 4 настоящей статьи.

4. Материалы государственного земельного надзора рассматриваются в двухмесячный срок:

- органом местного самоуправления поселения (городского округа) в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности, если иное не установлено настоящим пунктом;

- исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации – в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляют органы местного самоуправления;

- исполнительным органом государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, если иное не предусмотрено законами этих субъектов Российской Федерации, - в случае, если ненадлежащее используемый земельный участок расположен в границах указанных городов.

5. По результатам рассмотрения материалов государственного земельного надзора исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренный пунктом 4 настоящей статьи, направляет в суд заявление об изъятии земельного участка, в которое включается содержание требования:

1) о разделе земельного участка, и продажи одного или нескольких образованных из него земельных участков (если правонарушение совершено на площади меньшей, чем тридцать процентов площади исходного земельного участка);

2) о продаже земельного участка с публичных торгов.

6. В течение трех месяцев после вступления в силу решения суда об изъятии ненадлежащее используемого земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, подавший исковое заявление обеспечивает раздел земельного участка, если судом принято соответствующее решение, и проводит открытый аукцион по продаже земельного участка.

7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов и стоимости кадастровых работ в связи с разделом земельного участка.

8. Если публичные торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене публичных торгов в течение двух месяцев со дня признания торгов несостоявшимися.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2014 года.

Уважаемые читатели, я осознанно не упоминаю все статьи нового законопроекта, а акцентирую ваше внимание на изъятие земельного участка, чтоб развеять мнение о том, что всех собственников хотят лишить земли. Изъятие земельного участка у частного собственника возможно только в связи с его ненадлежащим использованием. Оно осуществляется после наложения административного взыскания в виде штрафа и при условии, что нарушение не устранено.

Так что, эффективным собственникам волноваться не нужно, земельные участки у них не отнимут, а временщикам нужно срочно задуматься.

P.S. Уважаемые читатели, заглядывая вперед, могу Вам сказать, что это далеко не последний новый нормативно правовой акт, а что будут другие, связанные с трубами под землей и со столбами на земле, а также с иными аспектами. С большим удовольствием, буду рад пообщаться и в будущем.


С уважением, Василий Романов
директор филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Нижегородской области
Информационно-аналитический портал "Полезная площадь" - http://ppl.nnov.ru/content/13810
Tags: Законы и правила, Недвижимость
Subscribe

  • И кто теперь "хромая утка"?

    У Байдена два перелома после падения в эту субботу. По словам врачей, "КТ подтвердила нитевидные переломы боковой и средней клиновидных костей".…

  • Вспоминаю ли я прошлое

    Вспоминаете прошлое?) - спросила третьего дня tanafi. Так только и остаётся, что вспоминать прошлое. Юнкера передъ выпускомъ,…

  • Это жизнь!

    Читаю у nquatro за "ибреев": 1. "Израильские социологи установили, что подняв с ковра нитку, которую не смог всосать пылесос, 85%…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments