Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Categories:

Московские новости: Унылая пора...

Нашёл в подписках ЖЖ ссылку от rvs. Кто конкретно добавил, не знаю, rvs - это сообщество. Но тема понравилась.

Короче, кто хочет в оригинале, ссылка здесь.

Я, как всегда, с комментариями по ходу текста

3574
В стихотворении Пушкина ничего сложного нет. Все слова можно объяснить, они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают - так это не Пушкин виноват. © Московские новости. Павел Пахомов

К словам Павла Пахомова я бы только добавил: то, что дети не понимают и не запоминают, а родители не могут объяснить - Пушкин не виноват.

Итак, статья Иоланты Качаевой

Задали моему сыну-второкласснику выучить отрывок из стихотворения Александра Сергеевича Пушкина "Осень", но выучить нужно было всего-то - 1/11 часть:

VII

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы
.


Сегодня задали - завтра уже отвечать. Ну что, говорю, восемь строк всего, быстро выучим.
Но с "Осенью" всё сразу пошло не так. Пришлось мне почти каждое слово, написанное великим поэтом, объяснять сыну. "Очей очарованье" - тяжеловато, но объяснила. Поэт любовался осенью, её яркими красками. Потом мы споткнулись об "увяданье". Помучились, но всё же выучили и вторую, и третью строчку. Даже четвертую одолели, хотя "багрец" тоже долго не поддавался пониманию.



Я удивилась: Пушкина мы читаем, слова эти не самые "страшные", это ведь не "Песнь о вещем Олеге". И что здесь такого невероятного? Вот говорю, Дима, пол-Ламанша мы переплыли. Давай доплывем до финиша. Осталась вторая строфа.
Но второе четверостишье оказалось более сложным. "В сенях", "мглой волнистою" и "отдалённые седой зимы угрозы" не запоминались. Сын начинал сначала, запинался, потом ругал школу, учебник, Пушкина. В итоге легли спать на два часа позже обычного. Спали тревожно.

L78

На следующий день вернулся из школы с "пятёркой". Взахлёб рассказывал про то, что пятёрок мало, много троек и двоек. Некоторые дети вообще это стихотворение выучить не смогли. Вечером было родительское собрание - плановое, в начале учебного года. Обычно во время него родительский комитет со всех деньги собирает. Но собрание почти полностью было посвящено "Осени". Родители кричали: "Как можно такое детям задавать! Это же нереально выучить! Да ещё всего лишь за один вечер!" (Это просто чудовищно - второклассник не может запомнить просто восемь строк. Что у него вместо мозгов? - А.Г.) Крики дополнялись подробными рассказами о том, как дети плакали, не спали ночь, учили, но так и не смогли разделить с Пушкиным очарованье болдинской осенью.

Петровское, пруд

Интересно, что проблема с Пушкиным возникла не только в нашем 2А. Пока я сидела на собрании, погуглила "тренд". И правда, вот и в блогах то же самое пишут - дети не могут запомнить "Осень", потому что им слова непонятны. А ведь дальше по школьной программе - стихотворения Фета, Тютчева, Есенина...

Учительница как могла объясняла родителям, что в стихотворении ничего сложного нет. Что все слова можно объяснить, что они есть в словарике в конце учебника. А то, что дети не понимают и не запоминают - так это не Пушкин виноват. И не департамент образования, и не школа. Родители продолжали возмущаться. Даже забыли о том, что сами когда-то эту же "Осень" учили и у доски на оценку рассказывали.
"Дети не могут словами выразить своих чувств, ощущений. Это же страшно! - говорила учительница. - Вот в четвёртом классе разбирали предложение “пастух трубит в рожок”. У детей спросили: “Знаете, что такое рожок?” Ученики молчали. Вдруг кто-то вспомнил, что это такое мороженое. Ещё один ребенок сказал, что слышал это слово, “когда по телику шла реклама какого-то твоРОЖКА”. И всё"...

124

Возможно, ещё через полста лет в стихотворении Пушкина понятными останутся только предлоги. А пока ещё можно любоваться осенним лесом и декламировать: "Унылая пора!"

Пушкинскими горами, Михайловским, Тригорским можно любоваться и летом, и осенью. Там чудно в любое время года. Впрочем, почему только в Пушкинских горах, в пушкинских местах? В России много мест, где можно любоваться природой и видеть её красоту, ощущать и впитывать в душу. Можно не ехать 400-600 км, даже москвич может пойти в Ботанический сад, в Кусково, в Серебряный бор, в Покровское-Стрешнево и увидеть "в багрец и в золото одетые леса", и "ветра шум, и свежее дыханье", и "мглой волнистою покрыты небеса". Ну, положим, спутают родители сени и сень, хотя по смыслу можно догадаться - речь-то о природе, но...

Но если дети не чувствуют языка Пушкина, похоже, они просто перестают быть русскими. А вот это намного страшнее.
Воистину - унылая пора!

Петровское, синь
"В их сенях ветра шум и свежее дыханье..."
Tags: Дети, Образование, Пушкин, Стихи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments