Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Category:

Десять судьбоносных пьянок от "Эксперта Онлайн"

Источник здесь

Авторы: Константин Мильчин, Юлия Идлис, Евгений Гусятинский

V

Необходимые уточнения: Только слегка подредактировал (заметит специалист), добавил несколько роликов (сначала хотел фото, но ролики, по-моему, лучше) и отметил цветом рассказы о фильмах, которые смотрел и которые не смотрел (красный - смотрел, зелёный - краем глаза, синий - не смотрел).
То, что выложил этот материал, совсем не говорит, что я согласен с авторами. У меня есть своя точка зрения на те фильмы, которые смотрел. Но эти мнения (автора всё-таки три) показались интересными


Позитивным колдовством, а не буржуазным пережитком употребление водки в кино стало только после Великой Отечественной войны, начиная с фильма Сергея Бондарчука "Судьба человека", в которой советский военнопленный Андрей Соколов выпивает подряд три стакана водки не закусывая.
В культовых фильмах 60-х и 80-х она, водка становилась радикальным способом изменить жизнь, выйти в какую-то другую реальность, пусть и ненадолго. В хаосе же 90-х, которые оказались той самой "другой реальностью", водка помогала и героям, и зрителям (главное - пьющим, а представьте себе, каково было непьющм! - А.Г.) не свихнуться в окружающем абсурде, зачастую помогая быть адекватным ситуации.
Современные герои творят вполне контролируемую магию: они знают, чего хотят добиться (победить вампиров, нейтрализовать яд и т. п.), и пьют именно для этого.


Победа личного над общественным

"Берегись автомобиля" (Эльдар Рязанов, 1966)

Что пили:
Классический ёрш: светлое пиво, предположительно "Жигулёвское", с водкой "Московская"

Сколько:
4 кружки светлого и 2 кружки пива с водкой

В каком составе:
Вдвоём.
Пьют друзья по самодеятельности, ставшие противниками: следователь Максим Подберёзовиков и автоугонщик Юрий Деточкин



Что получилось:
Водка, добавленная в пиво, как бы переносит героев в идеальный мир, где благие намерения значат больше, чем Уголовный кодекс. Подберезовиков идет пить пиво с Деточкиным, уже руководствуясь прекраснодушием: он знает, что машины угоняет именно Деточкин, но хочет выслушать объяснения друга, прежде чем его арестовать. Жуликоватый директор ресторана узнаёт следователя и, опасаясь милицейской проверки (хотя это было уделом БХСС - А.Г.), велит официантке добавить в каждую кружку по 50 граммов водки.
Именно это становится поворотным моментом в следствии. Подберёзовиков берёт с раскаявшегося Деточкина честное слово, что тот больше не будет, и отпускает его. Правда, в трезвом мире благородство, которое открывают в себе герои под влиянием алкоголя, оказывается неуместным и бессмысленным: Деточкин всё равно сорвется, угонит ещё одну машину и сядет; Подберёзовикову всё равно придется арестовать друга.


Цитата:
- Это ревизия. Налей им нашего "фирменного"...


Победа анархии в советском обществе

"Бриллиантовая рука" (Леонид Гайдай, 1968)

Что пили:
Водку с коньяком и пивом

Сколько выпили:
2 бутылки водки, 2 бутылки пива, бутылку коньяку

В каком составе:
Вдвоём.
Пьют якобы друзья, а на самом деле мошенник Геннадий (Геша) Козодоев и потенциальный терпила Семён Семёнович Горбунков



Что получилось:
Товарища Горбункова должны напоить в ресторане, чтобы потом ограбить, когда он пойдёт до ветру в туалет типа сортир, обозначенный буквами Эм и Жо. Когда Семён Семёнович отворачивался, Козодоев доливал ему в бокал водку и коньяк. К полуночи оба в стельку, и Козодоев поднимает Горбункова из-за стола, чтобы вести к туалету. Но пьяный кураж спасает Горбункова: услышав звуки живой музыки, он, скромный и стеснительный, бросается на сцену и поёт песню про зайцев. Нетленное "Все напасти нам будут трын-трава" объединяет всех посетителей "..лакучей ивы": кавказца с девушкой, моряков, группу совслужащих, отмечающих выигрыш сослуживца, и т.д. и т.п. Оказывается, им всем близок вполне анархистский месседж "А нам всё равно!"
Тем и живы, между прочим!

Цитата:
- Как его довести до кондиции? Он малопьющий.
- Как говорит наш дорогой шеф, на чужой счёт пьют даже трезвенники и язвенники.



Победа над безыдейностью повседневной жизни

"Белое солнце пустыни" (Владимир Мотыль, 1969)

Что пили:
Скорее всего, самогон

Сколько выпили:
Предположительно 1,5 литра

В каком составе:
Вдвоём, потом к ним приходит товарищ Сухов
Таможенник Павел Верещагин и красноармеец Петруха и товарищ Сухов



Что получилось:
Идёт Гражданская война (уже закончилась на самом-то деле, просто авторы статьи не шибко знают историю, что неудивительно - А.Г.), Верещагин не поддерживает ни красных, ни басмачей и живёт жизнью простого обывателя, тоскуя из-за серости и пустоты. Но выпитый с Петрухой и Суховым самогон наполняет жизнь Верещагина смыслом. Он встаёт на сторону красных, то есть принимает политическое решение, хотя продиктовано это не идеологическими, а общечеловеческими мотивами. Водка становится культурным кодом, с помощью которого русские мужики в чужом мире опознают своих. И паролем: Сухов, Петруха, Верещагин - все они из одной культуры, из одной страны.
Вот с этим я как раз не согласен. Всё-таки Верещагин принимает решение протрезвев и хорошо осознавая, на что идёт. Не самогон наполняет его жизнь смыслом, а понимание того, что в данный конкретный момент у него и Сухова одни и те же цели, что стоят они на одном: "За державу обидно!"
Кстати, Сухов и выпил-то всего ничего - полпиалы. Но выпив, прежде всего выказал уважение к хозяину. И никакого культурного кода.

Цитата
- Я не пью.
- Правильно, я вот тоже сейчас это допью - и брошу.



Победа человека над обстоятельствами

Ирония судьбы, или С легким паром! (Эльдар Рязанов, 1975)

Что пили:
Пиво с водкой, предположительно "Столичной"

Сколько выпили:
4 кружки пива и 2 бутылки водки (но может быть, пива было больше)

В каком составе:
Вчетвером, компания старых школьных друзей



Что получилось:
Круто изменилась судьба четырёх человек, из которых напился только Лукашин. Галя, без пяти минут жена Лукашина, осталась одна; Надя и Ипполит, без пяти минут супруги, расстались. Советский жизненный детерминизм оказался побеждён абсурдной случайностью. В реальности ничего подобного произойти не могло. Начать с того, что в авиабилете были указаны другие пас­портные данные, так что Лукашина просто не пустили бы в самолет, - паспортный контроль на внутренних рейсах ввели в 1970-м.
Но состояние алкогольного опьянения становится для героя волшебным пропуском в мир безграничных возможностей: он легко находит в новогоднем аэропорту такси, без труда открывает собственным ключом дверь чужой квартиры, в которой, как выясняется, живет красивая и умная женщина, а потом, отбросив всякое стеснение, фактически отбивает её у жениха - очень "правильного" товарища.


Цитата:
- Куда вы меня несёте?
- Навстречу твоему счастью!



Победа маленького человека над собой

"Жестокий романс" (Эльдар Рязанов, 1984)

Что пили:
Водку, вино, коньяк

Сколько выпили:
Несколько бутылок

В каком составе:
Богатые купцы, привыкшие жить на широкую ногу, и почтовый чиновник Карандышев, всеобщее посмешище и неудачник



Что получилось:
В Карандышеве под воздействием алкоголя пробуждаются гордость, смелость, желание постоять за себя и отомстить за поруганную честь любимой женщины. Незадачливого жениха спаивают, чтобы увезти его невесту Ларису на пароход к Паратову. Собутыльники рассчитывают, что непривычный к алкоголю Карандышев быстро "сойдет с дистанции". Однако выпитое не "сводит" Карандышева с дистанции, а перерождает его, заставляя взглянуть на всё другими глазами. Он наконец признаётся себе в том, что его обманули, что его невеста его не любит, и решает действовать - в духе народовольцев и российских революционеров первой волны. У него вдруг появляются необыкновенная физическая сила и ловкость спецназовца: догоняет пароход на вёслах и, оставаясь незамеченным, крадется по коридорам "Ласточки", подслушивая разговоры своих обидчиков. Фактически выпивка делает его человеком действия, не боящимся взглянуть в лицо реальности и противостоять ей с оружием в руках. То есть отделяет как от русской интеллигенции, так и от нуворишей, способных разве что на бессмысленные красивые жесты вроде стрельбы из пистолета по часам, которые держит любимая девушка.

Цитата:
- Много ли человеку надо? Раз, два - и дошел до восторга...


Победа над ксенофобией и идиотизмом

"Ширли-мырли" (Владимир Меньшов, 1995)

Что пили:
Водку разных марок, от палёной и «Столичной» до Smirnoff; виски, шампанское

Сколько выпили:
Около 10 литров

В каком составе:
В одиночку перед телевизором, вдвоём с помощником, с родственниками, с братьями, с гостями на свадьбе, с коллегами - фактически со всей страной



Что получилось:
Возлияния начинаются с первых кадров: пьют геологи, обнаружившие при разработке алмазной трубки "Бесперспективная" огромный алмаз, который объявляется "спасителем России", потому что полностью покрывает внешний долг страны и позволяет всему её населению три года жить на Канарах. Но по пути в Москву алмаз похищает глава мафии Козюльский, а у него камень крадёт его помощник, уголовник Василий Кроликов. Кроликов прячет алмаз в ведре с квашеной капустой у своей алкоголички-матери (на самом деле - тётки). После очередного стакана она рассказывает антисемиту Кроликову, что у него есть брат-близнец - дирижёр Иннокентий Шниперсон, проводящий в филармонии антицыганскую политику. Несколько бутылок спустя выясняется, что у них есть ещё один брат-близнец - глава цыганского табора Роман Алмазов, да и вообще в их роду были и китайцы, и негры. На постсоветском пространстве, населённом разрозненными народами, водка оказывается объединяющей силой: с каждым выпитым стаканом национальные предубеждения братьев отступают перед родственными чувствами. Параллельно водка выступает как универсальный дешифратор абсурда середины 90-х.

Идиотизм высших армейских чинов, коррупция, непроходимая тупость работников милиции, бессмысленность любых лозунгов, преклонение перед иностранцами и деньгами — все это получает хоть какой-то смысл только в рамках пьяного абсурда. Поэтому герои непрерывно пьют и закусывают, а стакан водки, в котором следователь-неудачник Пискунов обмывает полученные звездочки майора, оказывается решающим: именно под него милиционеры достают из ведра с капустой "кочанчик", в котором спрятан алмаз...


Цитата:
- Всё жиды захватили: все газеты, все телевизоры - и влияют на гоев.
- Только вот не надо! Что вы за нация такая, если вас так легко можно захватить? Работать надо, а не водку целыми днями глушить!



Победа над временем и упорядочивание абсурда

"Особенности национальной охоты" (Александр Рогожкин, 1995)

Что пили:
Водку

Сколько выпили:
Более четырёх ящиков

В каком составе:
Компанией: генерал, егерь, мент, два охотника и финн-идеалист



Что получилось:
Молодой финн, приехавший в Россию проверить на практике свои знания о традициях русской охоты, постоянно удивляется, почему наши охотники всё время пьют и никто не охотится. Но водка в фильме - заменитель не только охоты. В зависимости от обстоятельств она может заменить собой что угодно: дружбу, красоту, искусство, братство, справедливость - всё, за что поднимает стакан генерал.
В какой-то момент, глядя на очередную попойку, финн говорит: "У меня ощущение, что всё это уже было... Не пойму, сон это или реальность?" - На что один из русских охотников ему отвечает: "Ага, всё уже свершилось, всё уже было, мы живём в вечности, просто иногда забываем об этом".
Водка уничтожает категорию времени, поэтому герои легко перемещаются из настоящего в прошлое. Обладает она и магическим действием, пробуждая в пьющем способности, которых у него никогда не было. Например, не умеющий водить и боящийся садиться за руль Кузьмич идеально справляется с вождением. Он же, не зная иностранных языков, вдруг начинает свободно разговаривать по-немецки. А пьяный Михалыч и вовсе умеет курить под водой. Фактически водка - это прямой путь человека к истинному познанию себя и всего сущего.


Цитата:
- Зачем столько выпивки? Разве от нее будет весело?
- Боюсь, даже этого количества нам не хватит...



Победа над энтропией в отдельно взятой российской армии

"ДМБ" (Роман Качанов, 2000; смотрел урывками - это не моё)

Что пили:
Водку неопределенной марки

Сколько выпили:
3 графина и 2 рюмки

В каком составе:
Вчетвером, хотя фактически три графина водки в одно рыло выпивает Дикий Прапор



Что получилось:
Перебрав в ресторане, Дикий Прапор начал буянить. Военный патруль собирается его забрать, но в этом случае три призывника, которые не знают, где расположена их часть, так и не попадут в армию. А попасть туда хочет каждый из них: Пуля должен денег кавказцам и надеется скрыться от них в рядах военнослужащих, Штык отчислен из института за секс с родственницей декана, а Бомба - близкий друг Пули. Так что, "утратив" командира, они берут инициативу в свои руки и, обшарив его карманы, по найденным документам определяют месторасположение части, до которой им предстоит добираться. Это традиционная для военного кино сцена: потеряв командира в бою, солдаты выполняют задание самостоятельно. Это нормальное явление для благополучных армий - таких как Советская армия в фильмах 50–70-х. Но российская армия в фильмах 90-х не благополучная.
За два года до "ДМБ", в 1998-м, вышел фильм "Блокпост", где был показан российский отряд, оставшийся без командира: солдаты играют в азартные игры, продают патроны боевикам, бессмысленно теряют людей. В "ДМБ" же ещё не принявшие присягу призывники действуют самостоятельно - их вынуждают к этому обстоятельства.


Цитата:
- Труа бутей дю водка авек плезир! ("Три бутылки водки с удовольствием!).


Победа над тёмными силами

"Ночной дозор" и "Дневной дозор" (Тимур Бекмамбетов, 2004-2006)

Что пили:
Водку; водку, смешанную с кровью; водку, смешанную с красным вином

Сколько выпили:
Стакана́ми . Много

В каком составе:
Чаще всего Антон Городецкий пьёт один.
Но ключевая пьянка, после которой в Москве наступает конец света, происходит на вечеринке в гостинице "Космос" при большом стечении звезд эстрады и прочих звездулек от Никаса Сафронова до Бориса Моисеева



Что получилось:
Порча, колдовство, спасение Москвы от апокалипсиса.
В начале "Ночного дозора" Антон Городецкий пьёт у ведьмы водку с каплями собственной крови, чтобы наложить проклятье на свою девушку, ушедшую к другому. Спустя 12 лет водка и вовсе становится для него временным заменителем крови, которую он пьёт, чтобы вычислять "тёмных" и охотиться на них. Иногда он прикладывается к бутылке и просто так - чтобы залечить душевные раны и снизить градус отвращения к реальности, которой все-таки управляют "тёмные".
Кульминации он достигает в "Дневном дозоре" на уже упомянутой вечеринке в гостинице "Космос", которая заканчивается разрушением Москвы. Там ему дают смесь из водки и красного вина, отравленного "темными". Но пьяный, как известно, самый везучий. Именно опьянение помогает Антону пережить апокалипсис, найти "мел судьбы", вернуться в прошлое и изменить будущее. То есть в конечном счете пьяный спасает мир от гибели.


Цитата (из книги "Ночной дозор")
- Напиваться можно, Антон. Если очень нужно. Только напиваться надо водкой. Коньяк, вино - это все для сердца.
- А водка для чего?
- Для души. Если совсем уж сильно болит.


Победа над японским ядом

"Изображая жертву" (Кирилл Серебренников, 2006; не смотрел)

Что пили:
Подогретую на манер саке русскую водку

Сколько выпили:
Всего один кувшин

В каком составе:
В одиночку. Капитан милиции заказывает себе ядовитую рыбу фугу и водку после яростного монолога про идиотизм русской жизни: только смертельный яд с водкой помогут ему переварить признание очередного преступника в том, что тот "пульнул" в своего одноклассника, просто так, без особой причины, и убил его.



Что получилось:
В Японии поедание фугу считается аналогом русской рулетки: никто не застрахован от смерти даже в случае правильного приготовления блюда. А съесть заведомо неправильно приготовленную рыбу - это русская рулетка в квадрате, выиграть в которую невозможно. И только водка содержит в себе противоядие - одновременно и от фугу, и от идиотизма.
Герои фильма живут в мире имитаций. Это имитация смерти, которую изображает студент Валя, подрабатывая в милиции "жертвой" во время следственных экспериментов. Имитация саке, за которое в суши-баре выдают подогретую водку. Имитация японского суши-бара, где японку изображает Лия Ахеджакова и где не умеют готовить фугу - даже не знают, как эта рыба правильно называется.
В современной России, где азиатских ресторанов больше, чем русских, водка олицетворяет национальную идентичность и сохраняет хоть какую-то подлинность. Именно она единственный аутентичный русский бренд, который ещё способен сопротивляться "глобальному фьюжену". С этой целью её и пьют в фильме.


Цитата:
- Там есть такая рыба - ты её не так порежешь, и она яд выделяет. Вася недавно её готовил, принял для храбрости, нарезал эту рыбину, обложил её зеленью и подал... Да саке у нас кончилось, и мы нашу водку русскую разогретую подавали. Может быть, поэтому и обошлось...

Tags: Алкоголь, Кино театр et cetera, Философия, Эссе
Subscribe

  • Из истории

    Никто и никогда не узнает его имени. Имени того, чьим пером Александр II подписал журнал заседания Общего собрания Государственного совета об…

  • Свободные. Современные. Восточные

    И резюме: Я ж тебе зла не желаю!

  • Пятницкая

    В XV веке здесь жили крестьяне и беднота. Позже места эти облюбовали торговцы и ремесленники. По приказу Ивана Грозного здесь разместили стрелецкий…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments