"Цена" Крыма и потенциального присоединения Донбасса достаточно активно обсуждается и уже стала поводом для многочисленных спекуляций. Попробуем оценить ситуацию реально.
Сначала о том, чего стоил России украинский Крым. Харьковские соглашения предусматривали $97 млн ежегодно только прямых выплат за аренду базы ВМФ, и, главное, 100 долларовую газовую скидку, стоившую "Газпрому" от 3 млрд. Суммарно упущенная выгода составила 11,4 млрд.
Морской участок "Южного потока", который пришлось вести по крайне неудобному маршруту (глубина залегания - до 2 км) через экономическую зону Турции, обойдётся в $14 млрд. Маршрут через Крым сделал бы морской участок вдвое короче и прошёл бы на глубинах порядка 200 м. При этом Турция уже настаивает на получении дополнительных скидок на газ (и без того поставляемый туда по вполне умеренным ценам - $388 за тысячу кубометров).
Чего нам будет стоить Крым российский? Недавно "Ведомости" со ссылкой на неназванный источник в Министерстве финансов заявили, что минимально необходимая помощь Крыму оценивается в 100-130 млрд. руб. Ранее приводились расчёты, оценивавшие минимальный уровень в 91 млрд. руб, 55 из которых должны были пойти на стабилизацию бюджета и ещё 36 - на пенсии. Фактически, по данным издания, Москва намерена выделить Крыму около 260 млрд. руб. - "за счёт замороженных пенсионных накоплений" (утверждение было немедленно опровергнуто). Некоторые аналитики сделали ещё более далеко идущие выводы - Крым будет обходиться в 130 млрд. руб. ежегодно, при этом (излюбленный тезис украинских националистов) население от этого потока ничего не выиграет, ибо цены немедленно увеличатся в 2-2,5 раза, нивелировав весь прирост доходов. Интернет пестрит устрашающими ценниками, демонстрирующими, насколько плохо, голодно и дорого живётся в РФ и насколько сыто и дёшево - в украинском Крыму.
Последний тезис, естественно, фейк. Уровень цен на Украине ниже, чем в среднем по России, но лишь на 15-20%. Крымчане, безусловно, выиграют от присоединения и немало.
Теперь рассмотрим вопрос о расходах более внимательно. В реальности Крым получил 15 млрд. руб. немедленной помощи, а позднее было решено выделить из бюджета ещё 13 млрд. на 2014 год.
Бюджет Крыма в 2013 г. составлял лишь 4,8 млрд. гривен ($600 млн) при дотационности 52%. При этом дотационность АРК во многом имеет искусственный характер - значительная часть находящихся на её территории предприятий платит налоги в других регионах. Но пусть будет так - 52%. Иными словами, только для удержания бюджетной обеспеченности Крыма на нынешнем уровне (т.е. порядка $300 в год на человека) понадобится $300 млн. Подъём уровня бюджетной обеспеченности до уровня РФ обойдётся примерно в $1,7 млрд. Выплата пенсий - примерно в $2 млрд., при фантастическом допущении, что отчисления Крыма в пенсионный фонд будут равны нулю. В целом, можно согласиться, что необходимые и безвозвратные расходы из бюджета и пенсионного фонда на Крым могут составлять $4 млрд. ежегодно - до тех пор, пока экономика не восстановится до приемлемого уровня. Однако это предельный случай - при нулевом эффекте от перевода "иногородних" предприятий под крымскую юрисдикцию и абсолютной неуплате взносов в пенсионный фонд. В реальности же цена вопроса будет существенно меньше - пока ежегодные вложения планируются в сумме $3 млрд. (условно говоря, полторы Чечни). То есть примерно шестилетнее содержание Крыма в составе России будет стоить примерно столько же, сколько его трёхлетнее (2010-2013 гг.) в составе Украины - с учётом Харьковских соглашений и стоимости "Южного потока".
Иными словами, стенания о "чёрной дыре" Крыма и ограбляемых российских пенсионерах тоже фейк, они призваны замаскировать достаточно простую истину - в самом худшем случае российская экономика от присоединения полуострова ничего не теряет, просто перекладывая деньги из одного кармана (украинского) в другой (свой). Никакого смысла забираться в Пенсионный фонд не существует.
В то же время экономическая ценность Крыма, осторожно выражаясь, не является нулевой. Так, хотя сэкономить на новом маршруте "Южного потока" уже, очевидно, не удастся, "ЮП", очевидно не является последним инфраструктурным проектом РФ в регионе. Далее, наиболее очевидным призом является, естественно, "Черноморскнефтегаз" с вполне современной инфраструктурой (из пяти платформ - две новейшие) и перспективой перейти к экспорту газа в течение пары лет. При этом к сырью прилагается всё ещё довольно живая химическая промышленность. Впрочем, важность крымских углеводородов не стоит преувеличивать - объёмы экспорта всё равно будут относительно небольшими. Вероятно, куда важнее - это ещё сохранившиеся остатки советской промышленной мощи.
Так, вложения в местную оборонку (некогда весьма мощную) менее всего похожи на благотворительность. Например, Севастопольский морской завод, завод "Море" и КБ Муссон - весьма ценный приз даже в нынешнем состоянии. РФ откровенно не хватает судостроительных мощностей - имеющиеся загружены до предела; как следствие - необходимость импорта вооружений (те же "Мистрали"), ремонта военных кораблей за рубежом, либо, как альтернатива, строительство новых верфей с нуля, что крайне недёшево.
Наконец, пресловутый туристический потенциал также не стоит недооценивать с макроэкономической точки зрения - так, только в Турцию ежегодно уезжает из нашей экономики (по сути, из золотовалютных резервов) примерно $4 млрд.
Так что экономика Крыма действительно нужна России.
Ситуация с Донбассом и Юго-Востоком в целом несколько сложнее. Уже достаточно давно прозападные украинские СМИ ведут пропагандистскую кампанию, направленную на то, чтобы создать региону имидж иждивенца и "чёрной дыры", живущей за счёт остальной страны. Вначале эта риторика использовалась против донецкого клана, затем против автономистов и "федералистов", теперь - против сторонников активных действий по инкорпорации Донбасса и Юго-Востока в России.
Одним из первых кампанию начал Тиждень.ua. Основные тезисы опубликованного там и близких по фактологии исследованиям других изданий таковы.
Во-1-х, Донбасс получает вдвое прямых и косвенных субсидий из бюджета, чем отдаёт в него сам. Расчёты, приводимые в статье, сводятся к следующему:
В 2012 г. два мятежных региона отправили в общеукраинский бюджет 21 млрд. гривен. При этом прямые субсидии местным бюджетам составили 16,2 млрд. гривен ( Донецкая - 10,9 млрд., Луганская - 5,3 млрд.), трансферты угольной отрасли составили 14 млрд., (в 2013 г. - 13,5 млрд., в 2014 - 12 млрд.). Пенсионному фонду - 13,8 млрд. (в Донецкую область - 9,6 млрд. в Луганскую - 4,2). "Итак, если сравнить сумму официальных трансфертов из госбюджета Донецкой и Луганской областям, косвенные трансферты через Пенсионный фонд, дотирование угледобывающих предприятий, то поступления из регионов в казну (21 млрд грн.) даже на 50% не перекрываютсредств, которые затем направляются в них (более 44 млрд грн.)".
Во-2-х, Донбасс не платит налоги: "Причина почти двукратного превышения различных прямых и скрытых дотаций из госбюджета над поступлениями налогов в него из Донбасса заключается, в частности, в том, что Донецкая область фактически не платит основного бюджетообразующего налога - НДС. Например, в 2012 г. его там было собрано на 15,93 млрд грн., а возмещено на 14,26 млрд грн (NB!). То есть 90% налоговых поступлений составили возмещения, а казна в сухом остатке получила лишь 1,67 млрд. грн."... "За исследуемое полугодие в госбюджет из Донецкой области поступило 6,7 млрд. грн. налога на добавленную стоимость, а возмещено было 8,7 млрд. грн. Это абсолютный рекорд для всех регионов".
Резюме: Донецк и Луганск буквально паразитируют на бюджете. На самом деле Донбасс не только не дотирует остальные регионы, но и создает очень значительную финансовую нагрузку для них. Истинные кормильцы и крепкие хозяйственники - это "за вычетом импорта Украину по сути "кормят" три области" (Харьковская, Днепропетровская, Полтавская). Они обеспечивают бюджет значительными суммами рентных платежей и платы за пользование недрами.
Кроме этих трёх областей, "в плюс" в первом полугодии работали лишь Сумская, Черкасская и Львовская, а у Ровенской доходы и расходы практически равны. Но здесь, как видно из расчетов, хорошие результаты объясняются не столько высоким уровнем генерируемых доходов госбюджета, сколько сравнительно низким объёмом помощи из центра в расчёте на душу населения"
В более радикальном варианте Донбасс кормит Киев, где собирается порядка 40% налогов, включая пресловутый НДС.
Разберёмся. Первый тезис игнорирует целый ряд очевидных фактов. Начнём с того, что ещё в 2010 г. бюджетная ситуация была ровно противоположной - внушительный перевес имел Запад, в то время как Донбасс был хронически недоинвестирован. Далее, 2011-2013 гг. были периодом подготовки к чемпионату Европы по футболу 2012 г. и затянувшейся достройки запланированных объектов. Впоследствии дотации резко снизились - так Донецк получит в 2014 г. лишь 5,9 млрд. гривен. При этом Львов с его кратно меньшим населением получит 3,92 млрд. (к вопросу о "крепких хозяйственниках и кормильцах Запада"). Субсидии угольной отрасли также неуклонно, хотя и медленно снижаются - до 12 млрд. гривен в этом году. Наконец, следует понимать, что донбасский бизнес (по некоторым оценкам, 87%) зачастую также зарегистрирован и платит налоги преимущественно за его пределами. При этом только металлургический холдинг Рината Ахметова "Метинвест", основные активы которого сосредоточены в Донбассе, в 2012 году заплатил налогов и сборов на 11,8 млрд. гривен (т.е., де-факто оплатил все субсидии угольной отрасли), его же угольно-энергетический ДТЭК, добывающий и использующий преимущественно уголь "Донбасса" - 10 млрд. за 2011-2012 гг.
Возмущение по поводу неуплаты НДС примерно равносильно утверждению, что экспорт есть зло (НДС возмещают экспортёрам), что при хронически отрицательном торговом балансе, успешно хоронящем украинскую экономику, и практически испарившем золотовалютные резервы выглядит нелепо, а при гигантской доле импорта в потреблении - как надругательство над здравым смыслом. При этом доля Донецка в украинском экспорте рекордна - 19,7%. Иными словами, вместе с Луганском (5,7%) он ответственен за каждый четвёртый доллар и евро, тонким ручейком текущие в резервы нацбанка и банковскую систему, за каждый четвёртый потреблённый истинными патриотами импортный товар.
При этом среди остальных кормильцев и хозяйственников сколько-то близкими показателями может похвастаться только Днепропетровская область - 15,08%. Полтавская - 4,2%, Харьковская - 3,1, Сумская - 1,4, Черкасская - 1,2. По ту сторону Киева начинается дикое поле, где львовские 2% почти рекорд (первое место у Закарпатья - 2,2%). Все семь западноукраинских областей - это 7,5% экспорта (Юго-Восток - 58,1%), пресловутая Ровенская область - 0,8%. Всё, что способна продавать цитадель "европейского выбора" - это гастарбайтеров (неудивительно, что вопрос о визах стал для неё столь жизненно важным), всё импортное, что она может потреблять, куплено фактически трудом юга и востока и переводами гастарбайтеров. Экономически - это эквивалент доколониальной Чёрной Африки, где основой государственности и экономики традиционно была торговля людьми. В этом смысле ожидание белых господ - историческая неизбежность.
При этом, пожалуй, именно баланс экспорта и импорта лучше всего иллюстрирует суть вопроса о том, кто работает, а кто потребляет. Откроем сборник "Регионы Украины":
Экспорт Донецкой области в 2012 г. ($14,227 млрд.) - в 3,4 раза больше импорта ($4,168 млрд.), положительное сальдо $9,958 млрд. Луганск импортировал на $1,989 млрд. - в 2,1 раза больше, чем потребил ($4192 млрд., сальдо плюс $2,203 млрд.). Иными словами "сепаратисты" принесли в экономику страны $12,161 млрд.
Ситуация для Киева выглядит с точностью до наоборот: экспорт $12,270 млрд., импорт в 2,128 раза больше - $26,116, отрицательное сальдо - $13,847 млрд. (для сравнения: торговый баланс Москвы - положительный).
На Западе о балансе экспорта и импорта говорить бессмысленно - экспорта там фактически нет. При этом дефицит торгового баланса в 2012 г. для Украины в целом составил $15,848 млрд. Т.е. экономика юго-восточной соседки устроена предельно просто: Донбасс зарабатывает порядка $12 млрд., после чего примерно такая же сумма проедается Киевом, на который приходится почти треть украинского импорта. Доллары отправляются обратно за рубеж - иными словами, основным экспортным товаром столицы являются деньги Донбасса, Днепропетровска и Запорожья. По сути, на Юго-Востоке паразитирует не столько Запад, сколько Киев.
При этом дефицит торгового баланса Киева почти точно соответствует общему дефициту страны. Иными словами, если бы столица внезапно отделилась от Украины, это почти уравняло бы торговый баланс последней и остановило истощение золотовалютных резервов. Испарение ЗВР связано не с тем, что их разворовал Виктор Янукович; их банально сожрали киевский офисный планктон, столичная интеллигенция и прочие носители национальной идеи - прерывавшие жевательные движения только проклятиями в адрес "донбасского быдла".
Не менее примечательно сравнение валового регионального продукта на душу населения и средней зарплаты: так, подушевой ВРП Черновицкой области в 2,65 раза меньше, чем у Донецкой, в то время как зарплата только в 1,477 раза. Это не предел: в случае с Днепропетровской разница ещё более разительная - 3,17 и 1,3 раза соответственно. Иными словами на единицу своего труда правильный украинец получает в 2,44 раза больше, чем не совсем правильный.
В частности поэтому украинские власти будут отчаянно держаться за Донецк и Луганск, не говоря о Юго-Востоке в целом - только мятежные регионы способны пробить гигантскую дыру в торговом и платёжном балансах, без Юго-Востока украинская экономика просто перестанет существовать, а почитатели Бандеры и киевская интеллигенция в полном составе переселятся даже не в Молдавию, а в Таджикистан.
В целом Донбасс - при всех его проблемах - не та "чёрная дыра", которую описывает украинская пресса. Это работающие производства, экспорт и второе место на Украине по уровню средней зарплаты ($458 и $411 Донецкая и Луганская области соответственно; для сравнения, Крым - $351. Естественно, единовременно подтянуть 6,61 миллионный регион до российского уровня невозможно (речь, оценочно, может идти о сумме порядка $10 млрд. ежегодно). Однако уже перераспределение бюджетных потоков, дешёвый газ, беспрепятственная торговля со странами Таможенного союза, установление более вразумительных правил и попадание в кредитную среду с рейтингом, отличным от преддефолтного, уже дадут ощутимый выигрыш. Экономика Донбасса пока потенциально вполне жизнеспособна, хотя под опекой Киева её время быстро истекает.
Короче говоря, Донбасс-то Россию не разорит.
Зато сама столица Руины в случае её "освобождения", и тем более "африканизированные" территории к западу от неё способны стать источниками гигантских проблем не только в политическом, но и в экономическом плане.