Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Category:

Messerschmittы на дороге

На одном интересном французском фотосайте кто-то выложил старую фотографию: симпатичная тройка странных и забавных Мессершмиттов...
Я не об истребителях времён Второй Мировой - о машинках, построенных в 1950-х годах.

Messerschmitt KR200 1

Картинка была совсем маленькая, а разузнать, что за машинки, было интересно. Погуглил. Обнаружил много интересного

После окончания войны Германии запретили выпускать что-либо, так или иначе относящееся к военной тематике. А к Messerschmitt AG внимание со стороны британских и американских надзирателей было наиболее пристальным.
Жить хотелось всем, и руководство оставшейся не у дел компании задумалось, чем загрузить производственные мощности и что можно предоставить германскому рынку, платежеспособность которого была, к слову, весьма скромной. Тем не менее, ездить на чем-то надо было. Выход виделся один - достаточно дешёвое транспортное средство. Фольксваген Жук в начале 1950-х стоил около 4000 DM (немецких марок), на рынке были и более дешёвые машины, поэтому Messerschmitt AG оставалось выпускать разве что мотороллер. А вот у одного из инженеров Люфтваффе, Фрица Фенда, наработки уже были - он выпускал трёхколёсную инвалидную мотоколяску Fend Flitzer с расположенным сзади одноцилиндровым мотоциклетным двигателем объёмом 38 см³. Спрос среди малообеспеченных слоёв населения был, но у Фенда не было возможностей расширить производство и он обратился к Мессершмитту с предложением запустить на одном из заводов Messerschmitt AG её массовое производство. Вилли Мессершмитт согласился предоставить Фенду необходимое оборудование и даже разрешил использовать его имя.

Это был не простой мотороллер. Он имел три колеса и закрытый от непогоды кузов, чем-то напоминавший кабину самолёта. Посадка в салон тоже была как в самолёте - двери не было, вбок (как фонарь кабины лёгкого самолёта) откидывался "фонарь мотоколяски". Аналогию с самолётом усиливали и места водителя и пассажира, расположенные один за другим. Получился "kabinenroller" (так его называли).

Messerschmitt KR200 2
Messerschmitt KR200

Первая модель "мессера" KR175 была выпущена весной 1953 года. Очень простой, с забавным дизайном и ценой в 2100 DM он быстро завоевал популярность в Германии, а затем и в Европе. Как ни странно, Messerschmitt пользовался большой популярностью и в Британии.
В движение мотоколяска приводилась одноцилиндровым двухтактным двигателем Fichtel&Sachs с воздушным охлаждением, объёмом 173 см³ и мощностью 9 л.с., а запускалась при помощи верёвки или электрического стартера. Тем не менее, он разгонял KR175 до 80 км/час, только вот с управляемостью на поворотах возникали проблемы. При длине 2820 мм и ширине 1220 мм Messerschmitt KR175 имел колёсную базу 2030 мм, 8-дюймовые колёса и весил 210 кг. Привод был на единственное заднее колесо, руль мотоциклетного типа управлял передними, а переключатель скоростей был справа от водителя, это был рычаг по типу мотоциклетного - такие ставились на ранних мотоциклах, тоже справа - на бензобаке.
Популярность кабиненроллера росла: с 1953 по 1955 гг. было произведено около 20000 экземпляров. И в 1955 году появился Messerschmitt KR 200 с мотором объёмом 192 см³ мощностью 10 л.с.

Messerschmitt KR200 7

Конструкция мотоколяски сильно обновилась, улучшилась управляемость, на всех колёсах появились полноценные гидравлические амортизаторы. Габаритные размеры не изменились, но весить "мессер" стал на 20 кг больше.
У кабиненроллера появился задний ход, причём аж на четыре скорости. Что бы поехать назад, надо было сперва заглушить мотор и запустить его снова, но для этого ключ зажигания поворачивали дальше, чем обычно. Поэтому коробка передач KR200 при движении задним ходом обеспечивала те же четыре передачи, что и при движении вперёд. А на приборной панели зажигалась соответствующая контрольная лампочка, их было две - обычного и обратного хода.

Messerschmitt KR200 11
Контрольные лампочки на панели слева

В августе 1955 года компания провела испытание на выносливость - суточный пробег Мессершмитт на треке Хоккенхаймринг. В тот день KR200 за 24 часа установил 22 международных рекорда скорости среди трёхколёсных автомобилей. Облегчённый трёхколёсный автомобильчик разогнался аж до 103 км/час, хотя заявленная максимальная скорость была всего 90 км/час.

Messerschmitt KR200 10

И хотя KR-200 стал на 400 DM дороже предшественника, он пользовался ещё большим успехом. Страна оправлялась после войны, многие уже могли позволить себе и автомобиль, но и от кабиненроллера отказываться не спешили, он был очень экономичным и занимал мало места..
Под брендом Messerschmitt мотоколяска выпускалась до 1956 года. После того когда с компании был снят запрет на производство самолётов, завод по производству мотоколясок был продан её создателю, Фрицу Фенду, переименовавшему предприятие в "Fahrzeug und Maschinenbau Regensburg GmbH" и кабиненроллер стал выпускаться под маркой FMR.

Messerschmitt KR200 9

Messerschmitt KR200 5

Messerschmitt TG-500 4

В конце 1957 года FMR представила публике автомобиль Messerschmitt TG500 Tiger. Машина получила двухцилиндровый двигатель Fichtel&Sachs объёмом 494 см³ и мощностью 20 л.с., с воздушным охлаждением от двух боковых вентиляторов и комбинированным стартер-генератором Dynastart, и наконец-то - полноценную заднюю передачу. Кроме того машина получила улучшенную аэродинамику и... четвёртое колесо, благодаря которому "Тигр" стал более устойчивым. Механические тормоза заменили гидравлическими, а колёса увеличили с 8 до 10 дюймов. Максимальная скорость выросла до 126 км/ч, что было быстрее многих его современников седанов.

Messerschmitt TG-500 7

Messerschmitt TG-500 8

Messerschmitt TG-500 15

Однако "Тигр" был почти вдвое дороже по сравнению с KR200. Модель продавалась плохо, и в 1961 г. её сняли с производства, на три года раньше, чем KR200. За это время было построено всего 320 единиц, и сейчас
А в 1964 году спрос упал на все кабиненроллеры - наступило другое время, немцам стали доступны недорогие, но уже полноценные автомобили.

Сейчас некоторые коллекционеры готовы платить более €20000 за KR200 в хорошем состоянии. Тем более, запчасти для KR200 в продаже есть, в том числе - колпаки из безопасного органического стекла. А в 12 сезоне телепрограммы "Махинаторы" (осень 2015 г.) Messerschmitt KR200 1957 года был продан за £25000.
А вот стоимость сохранившихся экземпляров Messerschmitt TG500 Tiger превышает $100000!

Messerschmitt TG-500 13

Примечания:
1. Все материалы и фотографии взяты в интернете из открытых источников.
2. Уточню только: во многих местах пишут, что у Messerschmitt KR200 по сравнению с моделью KR175 была увеличена колёсная база. Однако в описаниях технических характеристик её размер остался прежним. Может быть, речь шла о колее передних колёс? Но этой характеристики я так и не нашёл
Tags: История, Техника и технологии, Транспорт
Subscribe

  • Трамваи на льду

    Оказывается в Санкт-Петербурге на рубеже XIX и XX веков зимой по льду Невы ходили трамваи. Рельсы укладывали прямо на крепкий лёд, а провода…

  • Про ГО

    Неожиданно dpmmax напомнил историю из советских ещё времён. Начиная с 1986 года наша институтская Гражданская оборона люто меня…

  • Про прокат

    Если кто думает, что "каршеринг", прокат автомобилей, появился в России недавно, то это будет неправильно. Он был и в СССР. Первый пункт проката…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments