Сам я там не был, хватило того, что получил за пять лет до аварии. Но там работали многие друзья и знакомые. Кое-что рассказывал Николай Кузнецов (мл.), мы с ним контактировали по вопросам робототехники. Ещё двое ребят работали вместе со мной - Костя Чечеров и Толя Мотлич, они потом работали на "Укрытии". Ну и кое-какие материалы тех лет сохранились
Это в частности, лучше ещё и пост прочесть
Немного отсебятины:
"Важным, но не отмеченным в сериале фактором аварии стала передача атомных станций из Минсредмаша в Минэнерго, снижение уровня культуры безопасности, а так же потеря связи проектировщиков реакторов и эксплуатирующих организаций".
Всё время повторяю это, когда спрашивают, что да как было тогда. Это решение, вкупе с ещё несколькими, не менее
"Идею с охлаждением реактора снизу предложил на самом деле не Легасов, а его коллега по Курчатовскому Институту академик Велихов, с которым у Легасова были непростые отношения".
Прежде всего, Легасова активно продвигал Анатолий Петрович, у него были свои резоны. При этом самого Легасова в Институте откровенно недолюбливали. Костя Чечеров, который в своё время работал с ним в одной лаборатории и отделе, рассказывал о... даже не слова-то не подберу - некрасивом отношении Легасова к бывшим коллегам. Что человек, занявший достаточно высокий пост, будет отдаляться от бывших коллег - естественно, но Валерий Алексеевич мог и в упор не заметить бывшего сотрудника, столкнувшись с ним нос к носу. Было дело, видел... Бог ему судья.
И ещё одно: Велихов - это физика плазмы, термояд, Легасов - ядерные реакторы. Разные направления - более исследовательское и более прикладное. Столкновение интересов было неизбежным. Особенно это проявлялось в спорах, кто кого "кормит"
На том самом упавшем вертолёте должен был лететь мой дядя, но буквально перед самым вылетом его отстранили от полётов, надо было пройти обязательное обследование, полетел его друг.
"советский бардак, в том числе бюрократический, головокружение от успехов в покорении мирного атома и советское желание перевыполнить план по вводу новых промышленных объектов".
Это из той же оперы, что и передача АЭС в Минэнерго. Но о головокружении я бы не стал говорить, в отрасли хорошо понимали все проблемы и не скрывали их. Однако советская система управления ещё со времён Хрущёва начала ставить мнение производственников выше мнения учёных. Хуже всего это сказалось в атомной отрасли.
По поводу козней КГБ можно было бы похихикать, но всё это слишком печально. Тем более, это не КГБ, а всё та же система управления.