Рада приняла постановление о желательности возврата призыва. Стали копать противотанковые рвы, ставить блокпосты, варить "ежи"...
Нужны аккумуляторы, горючка, большое количество новых моторов, покрышек, коробок передач.
Киевские власти пытаются срочно, в пожарно-приказном порядке воссоздать серьезную сухопутную армию.
И тут вопрос не в деньгах (которых нет) или большого количества ремонтопригодной техники (которая есть).
Вопрос в людях и "цвете времени".
Что такое большая сухопутная армия? Это самое яркое выражение индустриального общества, индустриальной фазы развития. И максимальное относительно могущество такой армии приходится на время максимального же темпа урбанизации. То есть: вчерашний крестьянин идёт в город - он или его дети призываются и вполне комфортно ощущают себя в строю. Это тот уровень работы, к которому они привыкли. Но чтобы обеспечить вчерашнего крестьянина вооружением, требуется работа сорока-шестидесяти человек в тылу. Причём эти люди - как солдат, так и тыловой рабочий - видят перед собой перспективы, у них есть какое-то представление о своей судьбе, о карьерном росте и т.п. Т.е. мощная призывная (проскрипционная) армия - это не только деньги, это отражение развития общества.
И тут - маленькая цитата из Переслегина
"Иными словами, социальная, военная или космическая катастрофа может отбросить человечество к раннеиндустриальной эпохе (и скорее, в эпоху промышленного переворота, чем во времена Реформации), может к Тёмным векам, причудливо соединяющим в себе элементы зарождения и распада традиционной фазы развития: по целому ряду параметров эта эпоха повторяет черты неолита. Но вот упасть в "высокое Средневековье", Возрождение или эпоху расцвета рабовладельческих империй не удастся - соответствующие структуры неустойчивы по отношению к процессу катастрофического упрощения. В дальнейшем мы будем использовать устоявшийся термин "неофеодализм", имея в виду возможность инсталляции некоторых реликтовых социальных и культурных механизмов при раннеиндустриальном характере экономики. Некоторое представление об особенностях такого "неофеодального" мира даёт Туркмения времён Ниязова."
Поясню ещё раз: нормальная, боеспособная, значительная по величине, да ещё призывная армия требует для Украины вернуться в индустриальную фазу развития. Увеличить выплавку металла, производство кораблей, тракторов, самолётов, сотнями ремонтировать танки и БТРы. Отправлять молодёжь десятками тысяч на два года в армию, а сотням тысяч людей - стать к станкам. Для пояснения масштабов, короткая цитата: "На фоне увеличения количества заказов дефицитным ресурсом может стать рабочая сила. Ещё в январе 2014 года Северодвинское телевидение СТВ сообщило об этой проблеме на Севмаше: "Например, в следующем году понадобиться больше пятисот трубопроводчиков. А общая нехватка работников исчисляется в тысячах". Это из Северодвинска, с ведущего судостроительного предприятия России, на которое денег не жалеют.
Для людей, которые видят перед собой преимущества постиндустриально-когнитивной фазы развития - то, что даёт Киев, как европейский город, - этот поворот невозможен.
Хипстера тяжело загнать на завод. Дизайнер с удовольствием нарисует вам дизайн танка, но корячиться с доводкой шестёренок на очередном Т-64, который надо поставить в строй - маловероятно...
Даже люди майдана, разогретые чувством "воли", не рвутся воевать. В Донецк ехать не хотят...
Это главное препятствие.
Вторым - тоже немаленьким - выступает экономика. На какие шиши производить бешеную перестройку заводов и фабрик? Нужны принципиально новые станки, новая организация производства, новые КБ... Словом, требуется революция в военном деле, которая произошла после 1970-х (именно там сейчас находятся "основные фонды" армии Украины), а к этой революции нужна промышленность. Купить всё у запада за три копейки (а лучше - в кредит, как думают многие) не выйдет. Это маленькую Грузию Запад смог вооружить под одну конкретную, локальную войну, которая должна была продлиться 8-10 дней. Но это было до кризиса...
Есть пример двух государств, которые смогли создать сравнительно мощную армию после серьезного поражения:
Франция после 1871 г. - с криком об Эльзасе и Лотарингии - много лет строила армию нового типа. Но у неё был бонус - колониальная система. И постоянно воюющая в колониях часть армии. У неё была ещё не завершённая демографическая революция, ещё сохранялось крестьянство. А после Первой мировой войны то общество отказалось драться второй раз.
Россия после 1991-го (вернее будет сказать после 2000-го, а ещё вернее - после 2008-го) сейчас создаёт армию. Бонус - нефть. Попутно закупается оборудование и сотнями перевозятся мастера из ближнего зарубежья. Попутно армия переводится на контракт (не вся), а в казармах для призывников появляются современные стиральные машины. При этом высокотехнологичное вооружение автоматом требует профессионалов. Потому в рамках ещё призывных схем пытаются залучить в армию умных школьников и студентов (научные роты). Это тоже дорого и требует деликатного подхода.
Спецназ требует профессионалов. То есть человек должен полжизни протрубить рядовым/сержантом. Что тоже требует особой субкультуры и тоже очень дорого.
Почему в примерах не Германия?
И Франция 1870-1914-го, и современная Россия - это страны, в которых ощущается проект развития. Косой, больной, плохо осознаваемый обществом, но - порыв создавать что-то новое, инсталлировать новые практики, строить новые заводы. На исторически значимом промежутке времени - уже в пять-десять лет - становится ясно, что страна у которой нет такого проекта развития, и которая реализует лишь милитари-концепт - идёт в тупик. Германия, которая в 1930-х всёе бросила на постройку армии, задушила часть своего кино, часть науки, часть литературы и т.п. В итоге очень интересно читать о военных разработках в Рейхе 1944-го, но общество, которое было построено к тому же 1944-му, ничего хорошего в своем развитии не обещало (даже если бы вдруг куда-то делись окружающие фронты).
Украина не имеет денег, людских и материальных ресурсов, чтобы реализовывать одновременно - индустриальный армейский проект (тысяча танков у восточной границы) и постиндустриальный гуманитарный (Киев как европейский город).
И как только схлынет ажиотаж, вылезут противоречия:
- призыв? Молодежь станет реагировать так же, как и в 90-е. Вплоть до переезда в другие страны;
- фортификация и цистерны бензина? Деньги разворуют первым делом. Олигархи вместе с анонимными прапорщиками;
- перевооружение? Никуда не делись те чиновники, которые разворовали деньги на "Сапсан" или на украинский корвет.
Если победит милитари-проект, можно угодить в Северную Корею или Албанию времён Ходжи только с украинской спецификой. Это маловероятно, но возможно.
Если победит постиндустриальность, то вся милитари-пропаганда обернётся всеобщим лицемерием швейкианского толка. Но к этому и сейчас самые большие предпосылки.
Я не знаю, сохранится ли Украина как единое государство. Я не знаю, будет ли у нас переход от переворота и гражданской войны - к настоящей революции. Я могу только рассуждать о вероятностях.
Но создание большой сухопутной армии на Украине - для войны с Россией - это тупик. Железный капут. Вероятность - 100 %.