Я просто копирую её текст в Facebooke.
Любимые, неповторимые артисты...
Вопреки вчерашней тяжелой утрате (4 апреля не стало Георгия Данелия - А.Г.)...
Очень не хочется забыть день рождения чудесной актрисы. Актрисы от Бога...
4 апреля 1928 года родилась одна из самых красивых женщин, каких я когда-либо видела на экране.
Причём, красота ее не кукольная, не гладкая и слащавая... ни в коем случае!
Ее красота породистая, удивительно "умная", глубокая и... нестареющая. А в сочетании с необыкновенным талантом и потрясающей, полной испытаний, жизнью - эта женщина просто редкий бриллиант. Она не может не нравится. Она покоряет, очаровывает и... вызывает уважение. Искреннее и глубокое.
А мне она, еще, возможно, так дорога тем, что в ее жизненных установках очень много созвучного с моими собственными...
"Мне ближе мудрость Омара Хайяма: "Уж лучше будь один, чем вместе с кем попало"
"Думаю, что многие знают, какое это трудное испытание - оставаться наедине с собой среди множества людей. Для актрисы это может обернуться трагедией... В моей жизни был период, когда я однажды просидела десять часов под дождем в лодке, решая, как мне дальше жить... Но актриса, не познавшая любовь и горькое одиночество, никогда не будет искренней на сцене..."
Элина Быстрицкая
Элина Быстрицкая для любящих ее зрителей всегда была и остается "Аксиньей всех времен и народов" и "почетной казачкой".
Дочь военврача, прекрасная актриса с крепким характером, она еще и 17 лет возглавляла Федерацию художественной гимнастики СССР. Сейчас возглавляет благотворительный Фонд в поддержку искусства и науки, в Международном фонде охраны здоровья матери и ребенка она - вице-президент.
Она обласкана множеством заслуженных наград и премий. Она, между прочим, еще и полковник казачьих войск. Имеет право казачью шашку носить!
При этом она... просто женщина. Даже если кажется сильной, как все женщины, она хочет быть и слабой, и счастливой... даже если и виду не покажет никогда и никому. Потому что у нее свои, очень твердые принципы.
"Мне никогда в детстве не говорили о моей внешности. Впервые я услышала об этом в 13 лет, в госпитале. Двое раненых разговаривают: "Посмотри, какая хорошенькая девушка!" Оглянулась- никого... Потом долго смотрела в зеркало - ничего интересного не нашла. Мама воспитывала меня очень строго..."
"Когда начинала учиться, родители не взяли меня на содержание, сказали:
"Театр - не профессия". Я стала доказывать обратное. Сама зарабатывала на жизнь, снималась в массовках. Как-то в Киев приехал Кио. И вместе с Эллочкой Сумской (ставшей потом очень хорошей актрисой) мы пошли наниматься в его аттракцион. Ее взяли ассистентом на "инкубатор", а меня - на "фонарь". Я даже не сразу поняла, что меня ждет. Спросили: "Вы воздуха боитесь?" "Что вы, нет, я люблю воздух!" А оказывается, "воздух" - это термин, высота. И когда взлетела под купол, испугалась так, что затряслись поджилки. Но надо было преодолеть страх. Зато потом я уже никакой работы не боялась. Да я, собственно, вообще не боялась. То, что делала во время войны (работая в госпитале медсестрой), значительно труднее всего, что было потом".
"Я просто живу по правилам, которые были у нас в семье. Стараюсь не мешать окружающим. Но не допускаю, чтобы и мне мешали. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести"...
Элина родилась 4 апреля 1928 года в Киеве в еврейской семье. Отец, Авраам Петрович Быстрицкий, был военным врачом-инфекционистом, участвовал в Гражданской и Великой Отечественной войнах. Мать, Эсфирь Исааковна, в годы войны работала шеф-поваром полевого госпиталя.
Родители назвали дочь Эллина, это имя они взяли из пьесы "Игра жизни" Гнута Гамсуна, однако паспортистка по ошибке написала имя девочки с одной "л" вместо двух и будущая актриса из Эллины стала Элиной.
В детстве Элина любила играть в домашнем театре. Например, в спектакле по мотивам фильма "Чапаев" (1934) она играла Петьку. Когда началась война, Элине было 13 лет.
Девочке пришлось забыть о развлечениях и работать медсестрой в госпитале города Нежин.
Родители хотели, чтобы Элина пошла по стопам отца и стала врачом, поэтому в конце 1944 года Быстрицкая поступила в медицинский техникум Нежина и закончила его в 1947-м, получив диплом по специальности "акушер-гинеколог".
Однако, не лежала у нее душа к медицине:
"Я прошла практику и поняла, что медицина не для меня. Приняла 15 родов, причем четверо из них были с паталогиями. Меня все это так потрясло, степень моего сочувствия была такова, что я не способна была делать то, что от меня требовалось".
В медицинском техникуме существовал драмкружок, в который Элина записалась с первых же дней обучения. Одновременно она поступила в музыкальную школу, при которой существовал балетный класс. Девушка хотела научиться профессионально двигаться по сцене, овладеть искусством пластического танца.
В спектакле "Маруся Богуславка" она так зажигательно исполняла "танец живота" в сцене "гарем султана", что зрители буквально засыпали ее аплодисментами. Правда, ее строгая мама, присутствовавшая на спектакле, испытывала иные чувства, считая, что дочь исполняет что-то непотребное.
После окончания медицинского техникума Элина хотела поступить в театральный институт Киева, но отец был категорически против и даже съездил с дочерью к ректору института, чтобы тот разубедил её в намерении поступать в театральный. В итоге Быстрицкая вернулась в Нежин и поступила на филологический факультет местного педагогического института, где организовала свой танцевальный кружок, который победил в одном из конкурсов.
За эту победу Быстрицкая была награждена путевкой в дом отдыха профсоюза "Рабис" - работников искусств, где отдыхали настоящие артисты. Там актриса Наталья Гебдовская, увидев Быстрицкую на сцене, посоветовала ей бросать филологию и идти в театр.
Это окончательно убедило девушку, что её истинное призвание - быть актрисой. Вернувшись в Нежин, она забрала документы из педагогического и поступила в киевский институт театрального искусства имени И.К.Карпенко-Карого.
В 1950 году Быстрицкая дебютировала в кино, снявшись в роли военврача Елены Алексеенко в фильме "В мирные дни" (фильм был снят на Киевской киностудии).
В институте у Элины было немало поклонников, но выросшая в строгой семье девушка не позволяла никаких вольностей. Если не помогали слова, в ход шли даже пощёчины.
Кстати, одна из таких пощёчин чуть не стала для неё роковой - ведь дело было в 29-ю годовщину со дня смерти Ленина...
21 января 1953 года один из студентов свистнул из пищалки в ухо Быстрицкой, готовившейся выступать со "Сказкой о Ленине". Элина на глазах у многих преподавателей дала студенту увесистую оплеуху.
Ее обвинили в хулиганстве, припомнив, что только за последний месяц она умудрилась подобным образом поступить еще с двумя студентами, попросили написать заявление о переводе в Харьковский институт, в противном случае угрожая её отчислить.
На что Быстрицкая ответила: "Если завтра вывесят приказ о моем отчислении, то послезавтра вы найдете меня в Днепре".
В итоге дело кончилось "лишь" исключением Быстрицкой из комсомола...
О возможности работы в популярном Киевском театре имени Ивана Франко молодой актрисе пришлось забыть. Элину распределили в Херсонский драматический театр. Забирать студентов приехал лично главный режиссер театра Павел Морозенко.
Увидев красавицу Быстрицкую, он назначил ей свидание у ресторана "Спорт". Однако, Элина в резкой форме отвергла это предложение и на следующий день направилась в Министерство образования с просьбой направить её куда угодно, но не в Херсон. Но, сказать правду о причине такой странной просьбы она всё же не решилась, и ей отказали.
В те дни в Киеве гастролировал Театр имени Моссовета и Быстрицкая, заручившись рекомендацией своего преподавателя Юрия Завадского, убедила главного режиссёра зачислить её в труппу московского театра. Однако вскоре из Москвы последовал отказ...
Актриса узнала его причины лишь через несколько лет. Оказывается, некоторые её бывшие однокурсники, завидуя ее таланту, отправили в театр несколько анонимных писем с клеветой в её адрес. Якобы она хвалилась тем, что станет любовницей главного режиссёра.
Но в итоге Быстрицкой всё же удалось устроиться в Вильнюсский драматический театр.
В середине 1954 года Вильнюсский театр был на гастролях в Ленинграде. и на Быстрицкую обратили внимание сразу два кинорежиссёра. Один предложил ей роль Виолы-Себастьяна в фильме по пьесе Шекспира "Двенадцатая ночь", а другой - роль врача в фильме "Неоконченная повесть".
Элина выбрала хорошо знакомую ей роль врача.
По сюжету талантливого кораблестроителя Ершова (Сергей Бондарчук) паралич ног приковал к постели. Навещать его каждое утро приходит участковый врач Елизавета Максимовна (Элина Быстрицкая). Постепенно между ними возникает любовь, которая помогает сотворить чудо...
К несчастью, влюбленные на экране Сергей Бондарчук и Элина Быстрицкая терпеть не могли друг друга в жизни! Бондарчук не раз оскорблял Быстрицкую, и та уже думала отказаться от совместных съёмок. Но режиссёр нашел выход - он решил снимать крупные планы Быстрицкой без присутствия Бондарчука!
Фильм "Неоконченная повесть" вышел на экраны в 1955 году и имел потрясающий успех. По опросу читателей газеты "Советская культура" Быстрицкая была названа лучшей актрисой 1955 года...
Однако следующий фильм стал для Элины ещё более успешным! Это был "Тихий Дон" по роману Михаила Шолохова...
Узнав, что Сергей Герасимов приступает к съемкам "Тихого Дона" и ищет исполнителей главных ролей, Элина пришла на пробы на роль Аксиньи.
На эту же роль претендовала другая известная актриса - Нонна Мордюкова, бывшая выпускницей курса, который вел Герасимов. К слову, ее дипломной ролью была именно Аксинья. Более того, Герасимов оценил игру Мордюковой на "отлично". Мордюкова была уверена, что на роль Аксиньи в фильме пригласят именно её, но узнав, что Шолохов и Герасимов выбрали Быстрицкую, Мордюкова от разочарования чуть не наложила на себя руки.
Стройной Быстрицкой для съёмок в роли донской казачки Аксиньи пришлось набрать 15 кг, научиться носить коромысло, ездить верхом и освоить речь казаков...
"Тихий Дон" занял первое место в советском прокате 1958 года, его посмотрели 47 миллионов зрителей! По опросу читателей журнала "Советский экран" "Тихий Дон" был назван лучшим фильмом года. Но самое главное, что Аксинья в исполнении Быстрицкой полюбилась самим казакам. Старейшины донских казаков написали Быстрицкой, что признают её настоящей казачкой и просили называться Аксиньей Донской...
"Знаете, есть такой диалог: "А откуда вы берете деньги? - Из тумбочки". Так и я силы беру в тумбочке. У себя беру. Где их еще брать?.. Единственное, что нельзя делать, - добиваться своего за чужой счет. Этого Бог не прощает.
Я просто живу по правилам, которые были у нас в семье. Стараюсь не мешать окружающим. Но не допускаю, чтобы и мне мешали. Ради того, чтобы соблюсти честь, могу отказаться и отказывалась от многого. Выше достоинства для меня привилегий нет. Ни деньги, ни благополучие меня не остановят, если я считаю, что задет вопрос чести".
И любимая поговорка "Поживем - увидим"...
Для многих она слилась с образом Аксиньи из "Тихого Дона". А для меня она всегда была Лёля, Лёлечка из "Добровольцев". Жена, Друг и да - комсомолка.
Сегодня её не стало.