Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Category:

Берендеи



Поскольку "родина" берендеев всплывает раз за разом и каждый раз они оказываются славянским племенем, оставлю эту ссылочку здесь. Чтобы раз за разом не искать.

бер 04

Из книги О. Сулейменова "Аз и Я"
Берендеи
По примеру торкинов шли на службу к русским князьям и другие тюркские роды, даже не связанные княжеским браком. Чаще всего это были обиженные печенегами, а позже половцами мелкие кочевые роды, которые не выдерживали конкуренции в Диком поле и становились федератами сильных северных соседей. Этих кочевников, отклонившихся, предавшихся Руси, надо полагать, печенеги и половцы прозвали "берiyдi", т. е. предавшиеся, отдавшие себя. В русских летописях - берендеи. (Берiндi - в ассимиляции - берендi. I - в русском произношении - и, совпало с окончанием множественного числа. В таких случаях, в единственном числе появлялся рефлекс «й». Сравните: зодчи - зодчий, казначи - казначей. Такого происхождения "й" в окончаниях польских фамилий: Успенски - Успенский и т. д.) Берендеи отличались от обычных наёмников жестокостью по отношению к своим степным соплеменникам.

бер 05

В 1155 году берендеи, состоящие на службе у Юрия Долгорукого, захватили в плен много половцев. Уцелевшие сбегали в степь за "помочью", подошли к Киеву и просили Юрия, чтобы он приказал наёмникам вернуть пленных. Долгорукий только руками развел, ибо берендеи отказались: "Мы умираем за русскую землю с твоим сыном и головы свои складываем за твою честь". Они отстояли своё право федератов на военную добычу и право изгоев на месть.
Берендеи, как и большинство торкинов, жили в Руси постоянно, "с родом своим". Они хотят за службу не денег, как того требовали вряги у новгородцев, но города для жительства (бенефицию).
В 1159 году предводители берендеев Дудар Сатмазович, Каракоз Миюзович и Кораз Кокей сочли для себя выгодным перейти от князя Изяслава к Мстиславу. Они послали Мстиславу сказать: "если нас хочешь любить, как нас любил отец твой, и по городу лучшему (лепшему) нам дать, то мы на том от Изяслава отступим".
Мстислав согласился и выделил для них города.
Не все города русские, в которых жили берендеи, сохранили в названиях память о них. На Житомирщине, например, известен город Бердичев (в XVIII веке - ещё Берендичев).


Во времена князя Александра берендеев в Переславле (он тогда, если не ошибаюсь, ещё звался Переяславль) и не вспоминали. Зато теперь это чуть ли не вотчина берендеев. Вот только ничего конкретного в подтверждение никто сказать не может. Обычные сказки и мифы, коих у нас множество по городам и весям. Но и в Костроме есть район Берендеевка. Особо не вникал, но, по-моему, всё это появилось уже после "Снегурочки".
Вики выдаёт такое перл по поводу берендеев: Поскольку признано, что "берендеи" являлись тюркским народом, их самоназвание должно быть трактовано на тюркских наречиях, одним из которых является чувашский язык. Согласно фонетике чувашского языка, не имеющей твёрдых согласных, "берендей" произносится "пирень те", что имеет буквальное смысловое значение - "наш, говори (считай)", то есть, союзник. Об этом же говорит и цитата из летописи - "свои поганые". Термин "поганый" употреблялся русскими в смысле "иноверец".
Ну, про тюрков понятно, но при чём тут чуваши?!!
Кстати, Олжас Сулейменов, основываясь не только на казахском (в котором гораздо больше диалектов и нюансов чем в чувашском), но и на других тюркских языках, и слово "поганый" разбирает. Там очень важные нюансы. Да и список использованной литературы, современной и дореволюционной, впечатляет. Не из пальцев примеры.

Чтобы дважды не вставать, о тюрках на Руси там же (не в Вики, конечно), чуть раньше:

Схема отношений христианской Руси с кочевниками во многих частях повторяет византийскую: агглютинативная связь (военные союзы; тюркские дружины у отдельных правителей; тюркские колонии в русских городах). Отличие - Русь была раздроблена на удельные княжества, Византия - едина. Поэтому отдельные русские княжества находились по отношению к Полю как бы в вассальной зависимости. Об этом свидетельствуют и княжеские браки. Удельные князья женятся на [степных] принцессах, и, скрепив таким образом союз со степными владыками, расширяют свои земли в Руси. Эти браки означали долгосрочный воинский союз. Род, выдавший девицу, обязан был относиться к князю как к родственнику, не нападал на его княжество, а при случае защищал. (Более того, с "принцессой" как правило к русскому князю приходила и её "свита", которая селилась тут же и, в конце концов, смешивалась с автохтонным населением, - А.Г.) Те же самые обязательства принимал на себя и русский "зять". Торкины, т. е. родственники по женской линии, пользуются у тюрков особыми привилегиями и правами. Они считались ближе чем родственники по мужской линии. И эта традиция сохранилась до позднейших времен...
Народ, к которому принадлежит жена, по-тюркски - "торкин". Слово, вовлечённое в русскую грамматическую эволюцию, переразложилось - торки, так называют летописи кочевое племя, самоназванием которого было - узы (ед. число "торкин", "торчин". Окончание тюркского слова совпало с русским суффиксом ринадлежности - ин).

бер 06
Найти иллюстрацию с мирной жизнью русских и тюрков невероятно трудно!

Впервые торки упоминаются в "Повести временных лет" под 985 годом, когда Владимир Святославич со своим дядей Добрьшей пошёл против волжских болгар. "А торки берегомъ приводе на конихъ". Здесь не говорится, что русские князья и их торки участвуют в совместных действиях впервые. Далее по летописи торки помогают отражать печенегов, потом половцев.
В конце XII века летопись упоминает "торцького князя" Кунтувды, которого арестовал Святослав Bcеволодич (двоюродный брат князя Игоря) по ложному доносу. За него вступились другие русские князья, как за человека храброго и преданного Руси. Вступились и степные родственники, которые в отместку за обиду Куятувдыя совершают набег на киевское княжество. Кунтувдый переходит на службу к Рюрику, и тот даёт ему город Дверень, по реке Рось, - "русской земли для".
Есть многочисленные доказательства тому, что кочевники прочно оседали на территории Киевского государства. Об этом ясно говорит и топонимика... Город Торческ (Торцкь, Торцьскъ) в Поросье в истории военных столкновении князей удельного периода играет роль центра, к которому тянулись другие торкские поселения. Торки жили не только в тех городах, которые сохраняют их имя в своих названиях. Они, вероятно, составляли значительный элемент в смешанном населении многих южнорусских городов и поселений.

В 1161 году в Торческе уже был княжеский стол, который занимал Рюрик Ростиславич.
Tags: История, Литература, Политика, Россия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments