Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Сколько стоит Крым 2

В дополнение и развитие того материала, который взял недауно у Марины Юденич.

Для начала анекдот
Звонок по телефону:
- Привет, помоги, мне бизнес-план написать нужно, кредит брать хочу...
- Какие проблемы?!! Я тебе сейчас всё на пальцах объясню!
- По телефону пальцы не видно...

Да, Александр Починок профессионал. Да, его программа "Фискал" на "Эхе Москвы" была небезынтересной. Да, соглашусь, всё непросто будет с Крымом. Вот только все доказательства, которые сейчас приводят со всех сторон, немногого стоят, даже если их приводит Александр Починок. Потому что всё - на пальцах, по формуле "пол-потолок-пополам". Или кому что ближе.

Так вот статья Александра Починка, заведующего кафедрой налогов и налогообложения Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.
Называется "Крым - цена вопроса". "Эхо Москвы", 11 марта т.г.

починок

Это написано специально для ура-патриотов, заполонивших всю блогосферу призывами наконец-то добить всяческих непатриотичных либералов. Специально для вас, родимые. Итак:

1. Крым как территория был завоёван в результате двух блистательных войн русской армии.

2. Развивался он за счёт усилий Российской империи и Советского Союза.

3. Передан он был Хрущёвым явно незаконно. Боюсь, что даже по законодательству СССР статью себе Никита Сергеевич заработал. (В любом случае Н.С. был бы амнистирован по сроку давности - А.Г.)

4. Референдум можно проводить в любом варианте — с наблюдателями и без, с войсками или без — результат явно будет в пользу присоединения к России.

5. Подавляющая часть населения нашей страны очень рада будет присоединить Крым. Для национального самосознания это только плюс.

Только сказав «А», нужно говорить и «Б». Давайте посчитаем, сколько это на самом деле будет стоить.

Сразу скажу — я оптимист, в возможность войны не верю. Наш Президент явно сильнее американского. Даже в серьёзные санкции не верю — испугается своих потерь Европа.
Прикинем, сколько мы сами в результате своих собственных действий потратим без всякой мировой закулисы.

Важно то, что Гайдар, Кудрин, Алексашенко, Гонтмахер и прочие либералы тут явно не при чём. Практика — критерий истины. Вспомните этот блог через годик — и не говорите, что это опять либералы всё развалили. А ещё лучше запишите на бумажке вчерашние цены на водку, молоко, хлеб и в следующем году сравните. (А мы можем уже сейчас сравнивать. И не только цены на водку, молоко и хлеб, но и на услуги ЖКХ. Тоже мне, напугал ежа голой задницей! - А.Г.)

Все разговоры о миллиарде долларов или нескольких десятках миллиардов рублей наивны. Минимальные затраты нашей экономики составят более 3 трлн. рублей.

Начинаем считать. Будем во всех случаях брать минимальные цифры. Крым — густонаселенная, экономически депрессивная территория. По переписи 2001 г., там живёт 2031 тыс. чел. Сейчас явно гораздо больше, возможно более 2,7 млн. чел. На территории Крыма будут действовать российские законы. Пенсии платить будем мы. 100 000 пенсионеров при самых минимальных пенсиях — 10 млрд. руб. в год. С учётом военных пенсионеров и структуры населения — минимум 70 млрд. в год надо. Причем, исходя из нашего пенсионного законодательства большая часть за счёт средств работающего населения России.

По всем нормативам нужно будет финансировать более 200 тысяч бюджетников — это ещё минимум 60 млрд руб. Крымским правоохранителям тоже платить будем по Российским стандартам. А там просто 1 лейтенант — 1 млн. руб. только прямых расходов, не считая рост выплат в этом году. А ведь это далеко не всё. Нельзя просто привезти и раздать деньги — нужно создать заново структуру отделений пенсионного фонда, налоговой службы и далее по списку, поставить компьютеры, программное обеспечение и т.п.

Крым может успешно развиваться как туристический регион — это правда. Но он становится рентабельным только при большом потоке туристов. Что для этого нужно сделать? У нас есть опыт Сочи, где изначально инфраструктура была явно лучше крымской. Затраты на модернизацию Сочи знают все. Применительно к Крыму это означает, что сначала миллионы туристов нужно в Крым привезти.

Автомобилем через Украину вряд ли многие поедут. Значит, мост через Керченский пролив (минимум 40 млрд. руб., боюсь, что на практике раза в 2 дороже). Но мост приведёт в Керчь а дальше идут довольно узкие дороги. Со времен СССР на ЮБК существует одно неплохое шоссе, но и его пропускная спобность очень мала. Минимум придётся добавить более 400 километров современных дорог, причём в районах с жесточайшими экологическими ограничениями. С учетом мостов и прочего сотню миллиардов зарезервировать надо. Но и это не всё — перед мостом две узкие дороги на Тамани, а дальше М4. В трассу «Дон» в последние годы вложено много. Она стала гораздо лучше. Но загружена под завязку. Увеличение пропускной способности этой трассы — задача на десятилетия и на сотни миллирдов рублей.

12

Железнодорожный транспорт. Направление на Ростов-Сочи перегружено. Хоть в Сочи, хоть на Тамань — однопутка. Значит строить новые сотни километров путей и на Тамани и в Крыму. Поездной состав надо будет менять, двухэтажные вагоны ставить. Сколько будет стоить — посмотрите затраты в Краснодарском крае.

Самолётом тоже можно долететь. Правда самолеты могут не пустить. Но если договоримся, то всё равно аэровокзальный комплекс Симферополя нужно делать практически заново, — добавьте ещё 10 млрд. Дальше модернизация длиннющей троллейбусной линии из Симферополя. Воду мало в Крым доставить. Водопроводы устарели. Сотни километров нужно будет менять. Пляжное хозяйство очень маленькое — надо развивать и модернизировать. Сомнительно, что выстроится очередь из мировых отельных сетей, — значит, нужно самим вкладываться, а одон номер в хорошем отеле — 10 млн. руб, в средненьком - миллиона 3. Про больницы, школы, скорую помощь и т.п. не забудем.

За аренду баз для Черноморского флота платить не надо будет (или деньги пойдут в бюджет Крыма) — это плюс. Место для флота великолепное, но опять инфраструктура устарела. Явно потребуются огромные средства в модернизацию.

Сельское хозяйство? Вина крымские? Да, перспективно. Только большую часть виноградников надо бы заменить на другие лозы, оборудование заводов модернизировать. Из «Массандры» можно снова сделать жемчужину — только сначала нужно вложить очередной миллиард.
Можно и дальше продолжать, но пока хватит. Всё возможно сделать — только это очень дорого, а свободных средств в экономике нет.

10

Есть ещё и последствия для экономики страны в целом. Психологию поведения людей никто не отменял. Добавьте минимум 15 млрд. долл. дополнительного оттока капитала. В самом оптимистичном варианте приплюсуйте дополнительно 3 процентных пункта инфляции. Явно нужна будет дополнительная индексация пенсий и зарплат бюджетников. Про потери капитализации российских компаний не забудьте. Да, они во многом виртуальные, но многим стало гораздо тяжелее кредиты обслуживать. Кое-кто может и потонуть. Вот так потихоньку триллионы и набираются.

Ещё студентом натолкнулся на задачку в журнале "Техника - молодёжи". Хорошая задачка, простенькая - по геометрии. Окружность и несколько касательных. Что рассчитать надо, уже не помню, но это не важно. Мы с полчаса с приятелем бились, всё никак не получалось. Бились до тех пор, пока я тупо не взял циркуль и...
Вся штука в том, что рисунок в задачке был именно рисунком - от руки. А точный рисунок, сделанный циркулем и линейками, показал, что задача заведомо некорректна. Надо было просто взять циркуль, линейку, карандаш и всё нарисовать.
На то и расчёт.
И здесь - то же самое. Расчёт на чистую экономику, без рассмотрения всей картины в целом, без системного анализа и понимания стратегических задач, а ещё на то, что никто не будет вдумываться и считать. Мы привыкли верить написанному или изречённому, особенно, если это говорит и пишет профессор, экономист и экс-министр.
Нет, господа присевшие завсегдатаи. Пора думать и пора считать. Не на пальцах, а по-настоящему.
Tags: Крым, Россия, Экономика
Subscribe

  • Бардак!

    Бардак - это ещё очень мягко сказано Неизвестные вскрыли грузовой люк самолёта Ил-80, находившегося на территории Таганрогского авиационного…

  • Как фанера над Парижем

    Во Владивостоке "из-за непогоды" с крыши 9-этажного дома что на улице Нейбута упала бетонная плита. Прямо на крышу припаркованного у дома автомобиля.…

  • 125 лет спустя

    22 октября 1895 года пассажирский поезд № 56 Гранвиль-Париж, не сумев затормозить, выбил путевой упор, выехал на перрон вокзала Монпарнас, пробил…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments