Anatoliy Gubarev (gubarevan) wrote,
Anatoliy Gubarev
gubarevan

Categories:

Тесть

Селивёрстов Михаил Иванович, отец моей первой жены, Ирины.

М.И. Селиверстов 1

Я о нём писал немного: "Начальник отдела кадров смотрел на меня так, как, наверное, зимой 1941/1942 года смотрел на моего будущего тестя штабист из дивизии генерала Белова, разглядевший в документах, что красноармеец Селивёрстов, очень хотевший попасть на фронт, переправил год своего рождения с 1925 на 1923. И тогда, под Тулой, и сейчас виновнику не было и семнадцати... Воевать 16-летнему казачьему сыну было нельзя, не вышел год".
Между прочим, был у Михаила Селивёрстова значок "Ворошиловский всадник" (казачьего роду всё-таки паренёк был, а дед был станичным атаманом), а дивизия генерала Белова - кавалерийская. Да позарился на значок старшина, отобрал.

М.И. Селиверстов ВВ

И отправили тогда Михаила Селивёрстова в Омск, в пехотное училище. Видимо не сразу, т.к. не вышел ещё год. Но в 1943 году, как пишут - "не получив офицерских званий, ушли на фронт почти все курсанты..." двух Омских пехотных училищ. Как рассказывал тесть, недели за две до получения звания. В резерв.
А дальше была Курская дуга.
Сначала они шли за фронтом, а потом... Потом бросили батальон на высотку, где немцы засели. Артподготовка.
Атака. И спустились курсанты со своей высотки. Пока спускались, немцы молчали. Пока луг перешли, молчали. А когда начали подниматься на высотку, тут немецкие пулемёты и ударили. Те, кого не положили, залегли. И шпарят пулемёты, чтобы никто не встал, а стрелки отстреливают. Один дёрнулся рядом, другой, третий... И не убежишь. И встал тогда 18-летний сержант Селиверстов и поднял оставшихся бойцов в атаку. Первую линию окопов взяли, вторую, да в этот момент позади мина взорвалась...
Всё остальное помнил Михаил Иванович отрывками:
порубленный лес, одни обрубки да пни, вокруг которых сидели и лежали раненые,
какой-то подвал, из которого его вытолкали другие раненые, чтобы выполз на дорогу и предупредил,
полуторку, на которую его стали грузить, а потом санбат и хирург, который пожалел парня и не отрезал на одних сухожилиях болтавшуюся ногу. Зашивали по живому, влив стакан водки и сунув в зубы палку.
Потом были полтора года госпиталей, резервный полк и эшелон, в ночь на 9-е мая остановившийся на границе.
Вот и вся война.

Уже в конце 80-х, кто-то из ветеранов утверждал, что вроде бы есть представление на орден Боевого Красного Знамени - в архиве искал. Но не сложилось, умер товарищ, а мы не нашли.
Единственный орден - "юбилейный" горбачёвский орден Отечественной войны 2-й степени
Но ничего, у него других наград хватало. И ещё было звание Заслуженного геолога России. Единственный механик среди профессиональных геологов, получивших это звание.

М.И. Селиверстов 2

М.И. Селиверстов 4 24.11.45

P.S. Первую фотографию, честно говоря, никогда не видел. Мишина мама прислала недавно - попросил для Любы, чтобы в детском саду рассказала о тех в семье, кто воевал. Сделал две фотографии - моего деда и деда Миши (кстати, Михаилами были оба, да и Леночкин отец тоже, хотя он не совсем Михаил, а скорее, Моисей). И очень удивился - как Мишка был на него похож.
И попросил тогда прислать другую, где он с автоматом. Так и написал Ирине: "Была ещё с автоматом и чубом". Почему-то казалось, что из-под ушанки выбивается чуб. Казак всё-таки!
Tags: День Победы, Память, Семья, Фото
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments