Тришкин кафтан замедленного действия

В результате всех пертурбаций, реформ и "оптимизаций" наше здравоохранение оказалось там, где оказалось. Как это произошло:

Очень серьёзная проблема - отсутствие баланса между потоками больных и пропускной способностью здравоохранения. Общая заболеваемость в России с 1990 года выросла в полтора раза. Только с 2012 по 2015 год число пациентов увеличилось на 4,4 миллиона. Мощности системы здравоохранения должны были бы расшириться. А они, наоборот, схлопнулись - с 2012 по 2015 год количество врачей в России уменьшилось на 22,2 тысячи, число больничных коек сократилось на 105,5 тысяч. Финансирование с учетом инфляции и девальвации рубля уменьшилось на 17%. Количество амбулаторно-поликлинических учреждений уменьшилось на 48%, число их посещений снизилось на 7%. На 11% уменьшилось число стационаров, на 9% - количество госпитализаций. В сельской местности число участковых больниц сократилось на 24%.

1553-2

При этом к 2020 году нас ожидают новые демографические вызовы. Количество трудоспособного населения уменьшится на 4%. А граждан старше трудоспособного возраста будет больше на 11%. Это почти три миллиона дополнительных пациентов в системе здравоохранения. К 2020 году количество детей в России тоже увеличится - на 7%. На какое-то время их станет почти на 2 миллиона больше. А в предыдущие годы педиатров стало меньше. И дополнительных потоков пациентов в системе здравоохранения никто не ждёт.

"Дорожные карты", принятые правительством в декабре 2012 года, предусматривали наряду с повышением оплаты труда врачей комплекс мер по развитию первичной помощи, увеличение доступности медицинской помощи и уменьшение сроков ожидания. Вектор правильный, если выделить приоритеты и сбалансировать достигаемые показатели с требуемыми ресурсами.
Но этого так и не было сделано.
Например, в финансировании здравоохранения существует баланс между объёмом оказываемых медицинских услуг и заработной платой врачей. Если мы собираемся повысить зарплату, а деньги на здравоохранение выделяем прежние, то можем сделать это только за счет объема медицинских услуг. Есть баланс между уровнями оказания медицинской помощи. Передний фронт здравоохранения - амбулаторно-поликлиническая помощь. В это звено обращается 80% всех пациентов - 466 млн человек в год. Однако на него тратится только 25% средств здравоохранения - неоправданно мало. Возьмём, например, диспансеризацию - первый приказ о её проведении был подписан в Минздраве в декабре 2012 г. Диспансеризация нужна. Но ресурсов для её проведения у нас недостаточно. Предположим, раньше 10 врачей принимали 100 больных. Теперь им говорят: ты ещё здоровых посмотри... Для проведения диспансеризации из системы оказания медицинской помощи уже больным людям в амбулаторно-поликлинических учреждениях за три года было изъято 107 млрд рублей. Из той самой системы, где врачей и финансирования и так не хватает.
Что мы получили? Тришкин кафтан.

1553-6

Из интервью Гузель Улумбековой, председателем правления Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования, руководителем комиссии по непрерывному образованию Национальной медицинской палаты, членом координационного совета МЗ РФ по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования, etc.