
Работы по изучению физики ядра начались задолго до войны. В 1928 году был создан Украинский физико-технический институт (УФТИ, затем - Харьковский ФТИ). В 1930-х годах институт добился значительных успехов как в теоретических, так и в практических исследованиях и разработках. В 1935 году академиком Сергеем Вавиловым было высказано мнение, что учёные института "делают более четверти всей физики в СССР".
В 1940 году сотрудниками УФТИ Фридрихом Ланге, Владимиром Шпинелем и Виктором Масловым по результатам исследований было подано несколько заявок на изобретения по комплексу работ, необходимых для создания атомной бомбы: "Об использовании урана как взрывчатого и ядовитого вещества", "Способ приготовления урановой смеси, обогащенной ураном с массовым числом 235. Многомерная центрифуга" и "Термоциркуляционная центрифуга". В частности, была предложена (впервые - NB!)ставшая общепринятой схема взрыва: взрывная волна от подрыва "обычной" (на самом деле - специальной) взрывчатки сжимает уран, создавая критическую массу, после чего происходит инициирование цепной реакции.
Заявка поступила на рассмотрение к академику В.Г. Хлопину, который поставил на ней резолюцию: "Необходимо относительно первой заявки сказать, что она в настоящее время не имеет под собой реального фундамента. Кроме того, по существу в ней очень много фантастического". Тем не менее на заявку было выдано авторское свидетельство № 6353с с грифом "Совершенно секретно".
Виктор Маслов ушёл добровольцем на фронт в начале Великой Отечественной войны и погиб. Владимир Шпинель вместе с другими сотрудниками УФТИ был эвакуирован в Алма-Ату, где выполнял работ для цветной металлургии и читал лекции по ядерной физике в университете. С апреля 1944 года работал на кафедре атомного ядра физфака МГУ.
На самом деле работы по урановому проекту начались ещё до войны, но с её началом их финансирование было сильно урезано. Однако 28 сентября 1942 года было выпущено Распоряжение № ГКО-2352сс "Об организации работ по урану".
[ Распоряжение 2352сс]



С 1946 по 1951 годы мой дядя работал на заводе № 12 в Электростали (Московская область), где было организовано первое в СССР производство чистого металлического урана и изготовление из него изделий для их загрузки в промышленный ядерный реактор для наработки плутония.